О сайте | Контакты Реклама на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
 Служба  ПТВ и СИЗ  СПЗ  Документация  Прочее  ГОЧС  Социалка  Лицензии и СРО  АРХИВ 
 
Авторизация  Регистрация НОВОГО пользователя 
Пользователь:   Забыли пароль? 
Пароль: 
Поиск по текущим дискуссиям:
До начала работы гляньте:
Новые Дискуссии - инструкция по эксплуатации.
здесь могла быть ваша реклама Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама
Перейти в раздел
Создать НОВУЮ ВЕТКУ обсуждений в этом разделе
 

ПАК «Стрелец-Мониторинг», мифы и реальности

[СПЗ]   

 последняя В обсужденнии 0 реплик


[28.01.2015 18:47:52]
 Ваше мнение, уважаемые?



Р.Васильев, Санкт-Петербург



Прочитал статью В.И.Зыкова, профессора кафедры специальной электротехники, автоматизированных систем и связи Академии ГПС МЧС России, доктора технических наук, профессора, лауреата премии Правительства РФ в области науки и техники, Заслуженного работника высшей школы РФ «Программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, …. (условное наименование ПАК «Стрелец-Мониторинг») и национальная безопасность» ( http://www.0-1.ru/articles/showdoc.a... ). К сожалению, не удалось задать вопросы уважаемому автору статьи, но с учетом его высоких научных степени и званий с одной стороны и содержания статьи - с другой, возник вопрос – а действительно ли видел автор эту статью или согласился поддержать коллег, не вникая в текст, написанный, судя по стилю, рекламным подразделением производителя ПАК и размещенным на сайте ЗАО «Аргус-Спектр».



С целью оценки заявленной в статье недопустимости модернизации ПАК «Стрелец-Мониторинг» с целью расширения его возможностей создается мнение, что производителем с использованием нормативных документов различного уровня проводится кампания по дезинформации реального состояния и возможностей оборудования и психологическому воздействию на должностных лиц и общественное мнение. Поэтому хотелось бы обсудить ситуацию на форуме.



Для анализа правомерности изложенных условий использования ПАК «Стрелец-Мониторинг» предлагается рассмотреть вопросы:

- объекты защиты, которые должны обеспечивать передачу извещений о пожарах и ЧС в подразделение пожарной охраны с помощью системы передачи извещений (СПИ) и требования к защите информации о них,

- статус ПАК «Стрелец-Мониторинг» с учетом ссылок на регистрацию оборудования в МО РФ,

- степень ограничения доступа к передаваемой, обрабатываемой и хранимой информации,

- сроки использования ПАК «Стрелец-Мониторинг» и установленный порядок модернизации,

- выбор системы передачи извещений с учетом особенностей территории РФ.

1. Приложение 1 приказа МЧС России от 28.12.2009 г. №743 содержит предназначение ПАК «Стрелец-Мониторинг»:

«Программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, и рисках развития крупных пожаров сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе, в высотных зданиях (далее - ПАК «Стрелец-Мониторинг») предназначен для обеспечения:

- автоматизированного вызова сил подразделений федеральной противопожарной службы на контролируемые объекты;

- руководителя тушением пожара и штаб пожаротушения актуальной информацией о развитии ситуации на объекте возникновения пожара (чрезвычайной ситуации), в том числе отображения на плане объекта направлений распространения опасных факторов пожара с точностью до извещателя системы пожарной сигнализации с целью своевременного определения путей эвакуации и планирования первоочередных мер по ликвидации пожаров;

- сбора, хранения и передачи статистической информации о состоянии систем пожарном сигнализации в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, и, в том числе, в высотных зданиях.»

Здания и сооружения с массовым пребыванием людей не являются режимными объектами, информация о которых относится к информации ограниченного доступа (сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие служебную тайну). Поэтому ни один нормативный документ, определяющий требования к СПИ, в том числе ГОСТ Р 53325-2012, не содержит требования к защите автоматизированных баз данных.

Заявления о том, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» обеспечивает защиту критически важных объектов не соответствует истине. Критически важные объекты -это объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики субъекта или административно территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени. Критически важные объекты классифицируются по значимости, видам и уровням угроз.

Для критически важных объектов предусмотрено:

• регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре;

• обеспечение надзора и контроля в области защиты от ЧС;

• проведение государственной экспертизы;

• лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;

• требования промышленной безопасности на всех этапах эксплуатации опасного производственного объекта;

• разработка декларации промышленной безопасности;

• страхование ответственности граждан;

Перечисленные признаки критически важных объектов не относятся к объектам с массовым пребыванием людей. Опасные объекты классифицируются законом РФ от 21.06.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК».

Таким образом, имеет место необоснованное изменение предназначения оборудования, вводящее в заблуждение как представителей МЧС России, других органов государственной власти, так и хозорганов объектов защиты.

2. Присвоенный ПАК «Стрелец-Мониторинг» код военной техники МО X1 Д2 0908 Г ОКП 80 2400 0007 ориентирован на совершенствование финансирования проектирования, производства и снабжение данным оборудованием, но не определяет значимость оборудования для безопасности государства, порядок использования оборудования или требований к защите информации.

Приказ Министра обороны РФ от 13.10.1994 N 338 "Об организации единой системы каталогизации вооружения, военной техники, военно-технического и другого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Положением о системе каталогизации предметов снабжения ВС РФ") определяет, что основной целью работ по каталогизации является повышение эффективности заказа, разработки, производства, закупки и применения предметов снабжения за счет:

- уменьшения сроков и снижения затрат на проектирование и производство предметов снабжения;

- рационального сокращения номенклатуры и запасов предметов снабжения, повышения их технического уровня и качества;

- улучшения информационного обеспечения заказа, разработки и закупки предметов снабжения;

- упрощения учета предметов снабжения, улучшения управления их запасами в системе материально-технического обеспечения МО РФ.

Таким образом, присвоение ПАКу КВТ не означает какие-либо преимущества данного оборудования в ряде аналогичных СПИ.



3.«Доктрина информационной безопасности РФ» предусматривает задачу развития и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности РФ и системы противодействия угрозам информационной безопасности, а также задачу разработки современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий. Для понимания и практического обеспечения степени информационной безопасности конкретного оборудования производителю следует после прочтения Доктрины руководствоваться Специальными требованиями и рекомендациями (СТР-К), разработанных ФСТЭК России.

Согласно утверждению производителя Доктрина может иметь отношение к ПАК «Стрелец-Мониторинг» при решении вопросов передачи извещений с критически важных объектов, но не по причине выделения радиочастот, как это заявлено в статье, для его разработки и использования подразделениями МЧС России. В данном случае реализован установленный порядок выделения радиочастот без каких-либо элементов исключительности. Распределение, учет радиочастотного спектра и выделение частот в Российской Федерации возложено на МО РФ при согласовании с ФСО России. Поэтому выделение частоты по запросу МЧС России для ПАК «Стрелец-Мониторинг» оформлено письмом первого заместителя Министра обороны от 29.11.2010г. № 205/307/1979. Аналогично предоставляются радиочастоты и иным субъектам РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004г. № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств».

Запрет каких-либо действий по модернизации программного обеспечения ПАК «Стрелец-Мониторинг» с целью защиты циркулирующей и хранимой информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну и служебную тайну (для служебного пользования), может устанавливаться собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации, в данном случае - МЧС России. Защищаемые объекты информатизации, в частности, ПАК «Стрелец-Мониторинг», согласно заявленному уровню значимости информации должны быть аттестованы по требованиям безопасности информации в соответствии с нормативными документами ФСТЭК России (Приказ ФСТЭК от 14 марта 2014 г. N 31 г). По результатам аттестации дается разрешение (аттестат соответствия) на обработку конфиденциальной информации на данном объекте информатизации (ПАКе). Ответственность за обеспечение требований по технической защите информации возлагается на руководителей организаций, эксплуатирующих защищаемые объекты информатизации (ПАК «Стрелец-Мониторинг»). С учетом заявленному производителем ПАК «Стрелец-Мониторинг» уровню значимости обрабатываемой информации (национальная безопасность) класс защищенности этого оборудования должен быть «К1», что определяет необходимость реализации в ПАК предусмотренных мер защиты информации (51 мероприятие из приложения 2 к упомянутому приказу ФСТЭК, аттестация и сопровождение оборудования в части информационной безопасности лицензированной организацией).

Однако, сведения об аттестации ПАК «Стрелец-Мониторинг» согласно классу защищенности отсутствуют, что может означать одну из двух ситуаций:

а) МЧС России и разработчик ПАК «Стрелец-Мониторинг» допустили серьезные нарушения российского законодательства в части защиты национальных интересов в информационной сфере, что требует незамедлительного прокурорского реагирования для разбирательства и пресечения нарушения нормативных требований,

б) разработчик ПАК Стрелец-Мониторинг умышленно вводит в заблуждение государственные органы, в частности, МЧС России, ФАС России и другие органы государственной и судебной власти в регионах России с целью обхода Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», манипулируя созвучными нормативными документами высокого уровня с названиями в области безопасности в расчете на то, что содержание документов не всегда понятно оппонентам, в том числе, должностным лицам МЧС России.

Следует помнить, что противоправны действия, направленные на обеспечение доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию (изменение) либо копирование компьютерной информации, что предусмотрено статьей 274 УК РФ. Модернизация, осуществляемая с целью улучшения характеристик СПИ, т.е., достижения необходимых параметров СПИ в процессе её использования не может рассматриваться как недопустимая, конечные цели и результат модернизации отражаются в гражданско-правовом договоре. Согласно принципу презумпции невиновности доказывание наличия недобросовестности или злого умысла исполнителя в ходе модернизации возлагается на заказчика работ.

4. Приложением №3 к приказу МЧС России от 28.12.2009 № 743 (Нормы снабжения подразделений МЧС России программно-аппаратным комплексом системы мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах

и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с

массовым пребыванием людей, в том числе и высотных зданиях) предусмотрена поставка оборудования только в центры управления кризисными ситуациями и пожарные (пожарно-спасательные) части МЧС России. Закупка ПАКа была осуществлена МЧС России в 2010 году в ограниченном количестве, последующие закупки для централизованного распределения оборудования в последующем не объявлялись.

Период использования оборудования, в данном случае, ПАК «Стрелец-Мониторинг» определяется Постановлением от 1 января 2002 г. N 1 Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Согласно действующей редакции ОКОФ (ОКОФ-14) «техника электронно-вычислительная, включая ПК, серверы различной производительности, сетевое оборудование, системы хранения данных» относятся ко второй группе (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно). Таким образом, после трехлетнего срока использования оборудование ПАК в исходной конфигурации может быть списано с балансового учета. При условии исправного функционировании оборудование может эксплуатироваться и далее, так как производитель дал гарантию работоспособности ПАК 8 лет. При наличии каких-либо ограничений в использовании оборудования или обоснованных требований пользователя ПАК, например, малая емкость обслуживаемых объектов, или наличие на объектах защиты оборудования СПИ, не являющегося радиоканальным, ПАК может быть модернизирован путем установки дополнительной памяти, замены программного обеспечения и т.д. В последнем случае гарантии работоспособности оборудования от производителя прекращаются, но это не исключает возможность дальнейшего использования, а гарантию работоспособности оборудования должен предоставить разработчик нового программного обеспечения или аппаратных средств. Обязательным условием завершения модернизации является проверка ПАК представителями МЧС России и организации, осуществившей модернизацию, на предмет соответствия модернизированного ПАК требованиям нормативных документов (Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ и ГОСТ Р 53325-2012) с составлением соответствующих актов. Программное обеспечение согласно упомянутому ГОСТу не сертифицируется, а регистрируется Федеральным институтом промышленной собственности РФ, поэтому замена программного обеспечения с последующей проверкой функционирования системы передачи извещений не ограничена.

Закупленное или поставленное за бюджетные средства оборудование должно эффективно использоваться, при необходимости – установленным порядком модернизироваться. Запрет на модернизацию в таких случаях нормативной базой РФ не предусмотрен, а наоборот, поощряется различными целевыми программами, как фактор обеспечения соответствия основных средств учреждений и организаций современным и перспективным техническим и технологическим требованиям.

5.Производитель и пользователи ПАК «Стрелец-Мониторинг», ориентируясь на использование радиоканальной технологии при передаче извещений, не учитывают экономические показатели, которые в условиях усредненной дальности радиоканала 5 – 7 км и характеристик территории РФ потребуют многомиллиардных вложений на построение ретрансляционной системы для оборудования ПАК, обеспечение ретрансляторов электропитанием (особые затраты вне городских территорий), техническое обслуживание, защиту информации и охрану. Такие технико-экономические обоснования не были представлены производителем в МЧС России на этапе проектирования и до сих пор не учитываются.

Принятое на снабжение радиоканальное оборудование как пространственно-распределенная коммуникационная система, разработанное во ВНИИ ПО МЧС России (по мнению сведущих лиц – в ЗАО «Аргус-Спектр»), было разработано без проведения экспертизы в профильных учреждения Минкомсвязи РФ, поэтому его нынешнее внедрение таит опасность растраты огромных бюджетных средств, что в современных условиях эквивалентно финансовой диверсии против РФ.

Для формирования двухстороннего радиоканала на объекте нужно установить передатчик мощностью 5 Вт. В этой связи возникает организационно-правовая проблема получения объектами защиты разрешения на конкретную частоту для работы объектового оборудования в составе ПАК «Стрелец-Мониторинг», как это определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004г. № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств». Так как частоты для ПАК выделены Министерством обороны РФ конкретному ведомству – МЧС России, то получение частоты, находящихся в пределах выделенных частотных полос, иным субъектам права - объектам защиты не допускается. В свою очередь, МЧС России, как и иные юридические лица не имеют право передавать выделенные им частоты третьим лицам. Необходимо согласование на уровне МЧС России и Минкомсвязи РФ, на основании которого Минобороны РФ выделял бы частоты, предназначенные для ПАК, объектам защиты (при условии обеспечения на местности электро-магнитной совместимости с другими РЭС). Информация о таком согласовании отсутствует, а использование радиочастот объектами защиты без соответствующего разрешения или согласования является административным правонарушением и может привести к штрафным мерам к ним со стороны Роскомнадзора РФ.

Использование радиоканального оборудования, как и иных каналов связи, безусловно, имеет некоторые положительные стороны, но в масштабах и условиях России необходимо учитывать все объективные обстоятельства выбора каналов связи и экономическую составляющую с учетом имеющихся средств коммуникации, перспектив их развития и потребностей каналов связи у всех экстренных оперативных сил (от пожарных до аварийных служб).

Предпринимательство по своей сути всегда стремится достичь лучших результатов за счет использования всех возможностей, в том числе, и в информационно-рекламной сфере. С учетом особенности вопросов пожарной безопасности обсуждаемые заявления о ПАК «Стрелец-Мониторинг» вызывают опасения за возможные последствия непродуманных решений и действий, которые в масштабах страны формируют серьезную обеспокоенность.


[28.01.2015 18:55:21]
 Ув. КСВ ®! Повторная публикация постов в несколько веток рассматривается как спам и соотв образом наказывается.



За вашими "много букофф" потерялся вопрос обсуждения. А всякие отклонения от заданной вами темы (мнение о статье) будут убиты.



Или тема обсуждения -" ... а действительно ли видел автор эту статью ... "? Ваши мнения? :) Предполагаются 2 варианта постов "Думаю, Да" и "Полагаю, нет"

Ваша формулировка темы похожа на вброс. Просто помыть косточки ПАК «Стрелец-Мониторинг» в рамках данного обсуждения не получится - обсуждаем ТОЛЬКО СТАТЬЮ!


[29.01.2015 12:18:22]
 Ваше мнение, уважаемые?

Сколько уже ЗДЕСЬ писано-переписано по этой теме...
Г-н Зыков В.И. при всех его "регалиях и надутости щек", скорее всего, "выпал" (или, несмотря на свою статусность, был проигнорирован на стадии отбора приближенных к ТАКОЙ "бюджетной кормушке") из перечня выгодоприобретателей этой госАФЕРЫ9одной из множества себе подобных!), поданной ее инициаторами как "грандиозный прорыв" в деле обеспечения ПБ "сирых и убогих" и теперь, уже вдогонку, записался в правдоискатели.
Увы - поздно, "поезд ушел"...
Слишком многое надо поменять в государстве, чтобы представление об этом "ЧУДЕ" изменилось на противоположное...


[29.01.2015 15:48:32]
 всем давно понятно что это афера на уровне государства . например потому ,что на родине стрельца Санкт-Петербурге на пультах МЧС стоят приборы ЦАСПИ а не Стрелец-мониторинг(возможно не по всем района города, точно сказать не могу). Про ПАК мне сказали что ктото его монтирует, запускает, сами себе сдают и подписывают акта. но сигнал отправляется не на пульт мчс, а в пустоту ... или еще кудато
  Ответ пойдет СЮДА
^ Вернуться к списку ^ 
 Раздел: [СПЗ]Тема: ПАК «Стрелец-Мониторинг», мифы и реальности      Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!!

Напоминаем, что для того, чтобы задать вопрос, необходимо НАЧАТЬ НОВУЮ ДИСКУССИЮ. Вопросы, заданные в уже существующих дискуссиях будут нещадно вытираться, а их авторы могут попасть в черный список!Под именем:  Разрешить показ моего e-mail
Мой e-mail:  Информировать меня об ответах


Сообщение:

 





-
Ramblers Top100Ramblers Top100 СПРАВОЧНИК ПРОЕКТАНТА. Проектирование систем безопасности.