14.04.2006 Еще каких-то две недели, и россияне дружно откроют туристический сезон.
Статистика утверждает, что в последнее время в моду входит экстремальный отдых: сплавы по рекам, походы в горы, спуски в пещеры… Другими словами, путешествия, связанные с риском для жизни. Поэтому спасатели в нынешнем году как никогда подготовились к наплыву туристов в самых популярных местах отдыха. Об этом "МК" рассказал первый заместитель министра МЧС РФ Юрий ВОРОБЬЕВ.
— Юрий Леонидович, буквально на днях в Хибинах лавина накрыла четырех сноубордистов, которых спасатели долго искали. Можно ли в законодательном порядке заставлять любителей экстрима регистрироваться у спасателей, чтобы отслеживать их перемещения?
— Принуждать мы никого не можем. Но настоятельно рекомендуем именно так и делать: регистрироваться в спасательных отрядах. Можно обращаться в спасательные центры МЧС, которые находятся на той территории, где проходит путешествие. По реке ли, по земле, в составе группы или индивидуально… Мы регистрируем такую группу и в случае необходимости оказываем помощь. Помимо этого люди всегда могут получить у нас консультацию по прогнозу погоды и чрезвычайных ситуаций в этой зоне.
— Слышала, вы можете и какие-то радиомаячки выдавать в особых случаях?
— К сожалению, не все, но многие спасательные отряды действительно могут предоставить маячки, которые задействуются в случае ЧП. Мы в отдельных случаях готовы даже предоставить радиостанции для аварийной связи. И сейчас этот вид услуг все больше развивается.
— Отказать в регистрации ваши сотрудники могут?
— Могут быть такие случаи. Но мы это не поощряем и даже за это наказываем. Так что если у кого возникнут сложности при регистрации маршрута, звоните в МЧС. Мы разберемся.
— А у нас во всех популярных туристических местах есть спасательные центры?
— В каждом регионе есть поисково-спасательные центры МЧС. Есть базы Центрального аэромобильного спасательного отряда, которые мы создаем по мере надобности. Например, на Соловках увеличился поток туристов, а спасателей вообще не было. Мы решили исправить ситуацию. В течение трех лет там дежурили спасатели центрального аэромобильно-спасательного отряда, а за это время была создана спасательная служба, закуплена техника.
В МЧС работает 3500 спасателей. Всего по стране с учетом спасателей субъектов Федерации, добровольцев и проч. их примерно 12—15 тысяч. Так как отряды расположены в наиболее опасных зонах, этих ресурсов хватает.
— Вы активизировали работу на Байкале. С чем это связано? Там "плохие" показатели по пострадавшим?
— Мы действительно в прошлом году ввели в действие два учебно-спасательных центра. Один — на Байкале, второй — в Сочи, на Красной поляне. Это, как известно, излюбленные места отдыха россиян. На Байкале в последнее время поток туристов каждый год увеличивается на 60—70 процентов, в том числе иностранных. Так вот, когда мы начинали работать на Байкале, ежегодно там погибало примерно 180 человек. А у нас там было всего 12 спасателей. Можете себе представить? И никакой связи: ни сотовой, ни какой другой. Поэтому и встал вопрос о создании там учебно-спасательного центра, который мы открыли в прошлом году. Мы вооружили этот центр, обеспечили техникой, на дежурстве там находится вертолет. Создали в этом районе систему аварийной связи...
— И какая ситуация теперь?
— Мы считаем, что Байкальский отряд себя оправдал. В год мы спасаем в этом регионе десятки человек, и, самое главное, удается предупредить многие чрезвычайные события. Если в целом число случаев возросло (раньше они просто не фиксировались), то количество погибших значительно снизилось. Можно говорить лишь о нескольких десятках. Да и то погибли они потому, что спасатели не смогли помочь из-за отсутствия информации.
— Слышала, вы создаете какую-то общественную организацию спасателей…
— Создаем. Сегодня спасатели в стране — федеральные, муниципальные, общественные — по профессиональному принципу никак не объединены. А ведь у нас общие проблемы, общие задачи, которые надо как-то решать. Поэтому важно иметь такую общественную организацию, которая позволила бы принимать общие решения. В частности, по этике спасательного дела, обмену опытом и другим вопросам. Надо оценивать деятельность спасательных структур России независимо от ведомственной принадлежности, указывать на узкие места… Кроме того, мы бы хотели, чтобы спасатели — и этим тоже должна заняться новая общественная организация — работали в школах, в вузах. Ведь важно, чтобы молодежь понимала, насколько гуманное и благородное дело мы делаем. Чтобы у нас была хорошая смена.
Эта общественная организация пока не создана, но вопрос решится в ближайшее время./Московский Комсомолец/