Авиалесоохрана, Рослесхоз и МПР подготовили проект Правил тушения лесных пожаров : Новости.0-1.ru
 О сайте Контакты Аренда на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Важнейшие события Выставки Реклама на 0-1.ru Контакты


Специальное предложение Боевая Одежда Пожарного (БОП) нового образца
Специальное предложениеПодробнее

Реклама:

здесь могла быть ваша реклама Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!!

О нас


Полезное:


Давайте обсудим:

Активные темы обсуждений:

Новые темы обсуждений: Подробнее

Новости и События

Авиалесоохрана, Рослесхоз и МПР подготовили проект Правил тушения лесных пожаров
28.02.2013 Авиалесоохрана, Рослесхоз и МПР подготовили проект Правил тушения лесных пожаров - в настоящее время он размещен на официальном сайте МПР для независимой экспертизы. Разработка Правил тушения лесных пожаров предусматривается статьей 53.4 Лесного кодекса РФ, которая была введена федеральным законом от 29 декабря 2010 № 442-ФЗ. В настоящее время установление этих Правил возлагается на Минприроды России. Ниже приводится текст проекта с приложениями.


Правила тушения лесных пожаров

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Правила тушения лесных пожаров (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 53.4. Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251; № 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3601; № 30, ст. 3735; № 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54, № 25, ст.3530; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30 (ч. 1), ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 50, ст. 7343; 2012, №26, ст. 3446), Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911, 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 33 (ч. 1), ст. 3413; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 19 (ч. 1), ст. 1839; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; 2006, № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 18, ст. 2117; № 43, ст. 5084; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3593; 2009, № 11, ст. 1261; 2009, № 29, ст. 3635; № 45, ст. 5265; 2009, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4004; № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 54; № 30 (ч. 1), ст. 4590; № 30 (ч. 1), ст. 4591; № 30 (ч. 1), ст. 4596; № 46, ст. 6407; № 49 (ч. 1), ст. 7023) (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности»), Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17; 2009, № 19, ст. 2274; 2009, № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529; 2010, № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 24, 54; 2012, № 14, ст. 1549) (далее – Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

2. Территории, на которых расположены леса, разделяются по районам применения сил и средств тушения лесных пожаров. Разделение территории по районам применения сил и средств тушения производится с целью установления оптимального режима и способов осуществления обнаружения и тушения лесных пожаров. Установление районов применения сил и средств определяет тактику, стратегию и технологии тушения, виды и типы сил и средств тушения, порядок взаимодействия и руководства силами тушения лесных пожаров.

3. Районы применения сил и средств определяются с учетом установленных зон мониторинга.

4. Районы применения авиационных сил и средств устанавливаются для охраны лесов, расположенных на труднодоступных территориях со слаборазвитой (или отсутствующей) дорожной сетью, на которых прибытие наземных сил и средств тушения невозможно в течение 3-х часов с момента обнаружения лесного пожара и обнаружение и тушение лесных пожаров производится авиационными силами и средствами.

5. Районы применения наземных сил и средств устанавливаются для охраны лесов, расположенных на густонаселённых территориях с развитой дорожной сетью. К району применения наземных сил и средств относятся леса, в которых возможно прибытие наземных сил тушения в течение 3-х часов с момента обнаружения лесного пожара.

6. Проведение работ по тушению лесных пожаров в районах применения наземных и авиационных сил и средств осуществляют подразделения специализированных государственных учреждений или других организаций, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров или осуществление мер пожарной безопасности в лесах (далее – лесопожарные организации): пожарно-химические станции со специально подготовленными группами (командами), оснащенные средствами тушения, лесопожарной техникой и средствами транспорта; авиаотделения с имеющимися в их составе парашютно-пожарными и десантно-пожарными группами (командами), оснащенные средствами тушения, специальной техникой и оборудованием, авиационным транспортом; лесопожарные формирования и подразделения пожарной охраны, привлекаемые в установленном порядке, в том числе в соответствии с планами тушения лесных пожаров.

7. Руководитель организации, уполномоченной в области лесных отношений на территории лесничества (лесопарка), лесопожарной организации, получив сообщение о пожаре, обязан немедленно принять меры по организации его тушения в соответствии с утвержденными схемами оповещения и принятия мер. Если сообщение о лесном пожаре было передано непосредственно на пожарно - химическую станцию или авиаотделение, руководитель соответствующего лесопожарного подразделения обязан срочно принять меры к выезду группы (команды) на пожар.

8. Лица, использующие леса, в случае обнаружения или получения сообщения о лесном пожаре на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу, принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара, а по прибытии лесопожарной организации обеспечить, в случае необходимости, предоставление в установленном порядке сил и средств для тушения лесных пожаров.

9. В случае, когда на территории лесничества (лесопарка) одновременно возникло несколько лесных пожаров или когда быстро потушить возникший пожар силами имеющейся группы (команды) невозможно, руководитель организации, уполномоченной в области лесных отношений на территории лесничества (лесопарка) немедленно сообщает об этом органу государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному в области лесных отношений, для решения вопроса о направлении на тушение лесных пожаров дополнительных сил и средств, расположенных на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

10. При недостаточности имеющихся сил и средств для быстрого тушения возникших пожаров немедленно привлекаются на тушение лесных пожаров дополнительные силы и средства тушения, необходимая техника и средства транспорта в соответствии с планами тушения лесных пожаров на территории лесничества (лесопарка) (далее - План тушения).

11. В случае если действующие лесные пожары принимают характер, вызывающий возникновение чрезвычайной ситуации, руководитель организации, уполномоченной в области лесных отношений на территории лесничества (лесопарка) должен принять соответствующие меры по уведомлению глав муниципальных образований, с целью организации своевременного привлечения дополнительных сил и средств в установленном порядке, в том числе на основании Сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (далее - Сводный план тушения).

12. При направлении для тушения лесных пожаров необходимых сил и средств руководители лесопожарных подразделений (формирований) учитывают возможную силу и скорость распространения пожара, и, особенно, возможное развитие низового лесного пожара в верховой пожар. С целью обеспечения быстрой ликвидации лесного пожара силами одной группы (2-10 человек) с лесопожарной техникой, группа обязана прибыть на место лесного пожара и приступить к тушению в лесах:

отнесенных к 1 классу природной пожарной опасности лесов – не позднее одного часа после возникновения пожара;

отнесенных к 2 классу природной пожарной опасности лесов – не позднее двух часов после возникновения пожара;

отнесенных к 3 - 5 классам природной пожарной опасности лесов – не позднее трех часов после возникновения пожара.

13. При скорости ветра более 5 м/с, а также в периоды 4 и 5 классов пожарной опасности в зависимости от условий погоды, предельное время на доставку к месту пожара (время прибытия) и начала проведения работ по тушению на участках 1-3 классов природной пожарной опасности лесов уменьшается в 2 раза. При отсутствии возможности сокращения времени должна быть увеличена не менее чем в 2 раза численность рабочих и количество средств пожаротушения, направляемых на пожар. Расчет необходимых сил и средств пожаротушения осуществляется применительно к наиболее тяжелой ситуации в сложившихся условиях.

14. В случае привлечения в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на тушение лесных пожаров по решениям соответствующих органов государственной власти в установленном порядке работников из населения и (или) сторонних организаций, они должны быть организованы в лесопожарные формирования и возглавляться ответственными лицами из числа специалистов лесного хозяйства или лесопожарной организации.

15. Руководство организации, уполномоченной в области лесных отношений на территории лесничества (лесопарка) в обязательном порядке должно организовать проведение учета, регистрации и инструктажей по охране труда и обеспечению мер безопасности работы на пожаре всех привлеченных лиц.

16. Подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные подразделения, формирования гражданской обороны и воинские подразделения, направленные в установленном порядке на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру. К каждому подобному подразделению (формированию) назначается ответственный руководитель из числа специалистов лесного хозяйства или лесопожарной организации.

17. Руководство деятельностью по организации тушения лесных пожаров на территории лесничества (лесопарка) возлагается на руководителя организации, уполномоченной в области лесных отношений на территории лесничества (лесопарка). При возникновении крупных лесных пожаров или значительного количества лесных пожаров в условиях высокой (чрезвычайной) пожарной опасности на территории лесничества формируется оперативный штаб по тушению пожаров на период до момента ликвидации лесных пожаров или до конца пожароопасного периода.

18. В состав оперативного штаба входят представители всех лесопожарных формирований и организаций, участвующих в тушении и обеспечении работ по тушению лесных пожаров на территории лесничества (лесопарка).

19. Руководит работой оперативного штаба руководитель организации, уполномоченной в области лесных отношений на территории лесничества (лесопарка) или замещающее его лицо. Территориально оперативный штаб располагается в лесничестве (лесопарке) или при авиаотделении, пожарно-химической станции в местах расположения пунктов диспетчерского управления.

20. Оперативный штаб:

осуществляет стратегическое планирование сил и действий по ликвидации лесных пожаров;

взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров, в том числе руководителями тушения крупных лесных пожаров;

осуществляет межведомственное взаимодействие;

организует устойчивое обеспечение работ по тушению лесных пожаров.

21. В целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, координацию мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории муниципальных образований осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В этом случае руководство деятельностью по организации тушения лесных пожаров на территории района и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер возлагаются на руководителя соответствующей комиссии.

22. В условиях чрезвычайной горимости оперативный штаб лесничества участвует в работе комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в качестве ее структурного компонента (ее рабочая группа).

23. Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется специально подготовленным лицом - руководителем тушения лесного пожара (далее – руководитель тушения пожара), которое управляет на принципах единоначалия персоналом лесопожарных формирований, участвующих в тушении пожара, а также всеми привлеченными к тушению пожара силами (в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности»).

Руководителем тушения пожара является прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо лесопожарного подразделения (формирования) (если не установлено иное).

24. Руководитель тушения пожара:

осуществляет тактическое руководство всеми силами тушения с целью ликвидации лесного пожара;

отвечает за выполнение поставленной задачи, за разработку тактики и стратегии тушения пожара, за безопасность работников, участвующих в тушении пожара;

устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также, при необходимости, принимает решения о спасении людей и имущества при пожаре;

при необходимости принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории;

взаимодействует с лесничеством (лесопарком) или оперативным штабом, на территории которого осуществляются работы по тушению лесного пожара;

обязан обеспечить строгое выполнение всеми работающими на тушении пожара правил охраны труда и техники безопасности работ и несет за это ответственность;

не должен оставлять место пожара до тех пор, пока пожар не будет потушен или локализован. После того, как руководитель тушения пожара лично убедится в его полной локализации и в ликвидации очагов горения на всей пройденной пожарами площади (а при крупных пожарах на полосе шириной 50-100 м по периферии пожарища), он может покинуть пожар, оставив на месте под руководством работника лесопожарного подразделения (формирования) часть рабочих для проведения окарауливания;

имеет право назначить заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении данного лесного (природного) пожара, при этом ответственность за принимаемые заместителем решения сохраняется на руководителе тушения пожара;

не имеет права возложить исполнение своих обязанностей на иных лиц.

25. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара.

Границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, устанавливаются на расстоянии не менее 500 метров от действующей (локализованной) кромки лесного пожара и (или) созданных (планируемых к созданию) минерализованных полос, опорных линий, от которых производится отжиг, рубежей, на которых производится (планируется) остановка распространения пожара и его локализация.

26. В случае, когда руководитель тушения лесного пожара отсутствует (не определен), назначение лица руководителем тушения лесного пожара производится старшим по должности работником лесопожарного подразделения (формирования) или распоряжением (приказом) оперативного штаба лесничества по согласованию с руководством учреждения (организации), в котором работает указанное лицо.

27. В случае функционирования режима чрезвычайной ситуации назначение лица руководителем тушения крупного лесного пожара производится решением в виде приказа или распоряжения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по согласованию с руководством оперативного штаба лесничества и руководством учреждения (организации), в которой работает указанное лицо.

28. Руководителем тушения крупного лесного пожара назначается лицо, обладающее значительным опытом тушения крупных лесных пожаров, достаточными знаниями об имеющихся технологиях и приемах тушения лесных пожаров, владеющее навыками анализа обстановки и приемами организации взаимодействия, обладающее психологическими качествами руководителя. Руководителю тушения крупного лесного пожара подчиняются все силы, прибывшие на тушение пожара независимо от их ведомственной принадлежности. Руководитель тушения крупного лесного пожара несет персональную ответственность за правильность проводимых мероприятий по тушению пожара, соблюдение правил охраны труда.

29. Если прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесопожарной организации или органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) принимает руководство тушением пожара на себя, при этом он принимает на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения по тушению лесного пожара. Момент оглашения вышестоящим должностным лицом своего первого устного распоряжения (приказа) является моментом принятия на себя руководства тушением лесного пожара и всей полноты ответственности.

30. В случае, когда руководитель тушения пожара ранее был назначен распоряжением (приказом) оперативного штаба лесничества или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение иного лица в качестве руководителя тушения пожара или отстранение действующего руководителя тушения пожара от исполнения обязанностей производится на основании распоряжений (приказов) этих органов.

31. В районах применения наземных сил и средств приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам наземных лесопожарных подразделений (формирований).

32. В районах применения авиационных сил и средств приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам из числа находящихся на пожарах групп (команд) парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, а также опытных летчиков-наблюдателей.

33. При тушении крупного лесного пожара руководитель тушения пожара назначает помощников (руководителей) для проведения обследований лесного пожара и сбора информации о текущей ситуации, руководства командами (отрядами), осуществляющими работы на отдельных участках (секторах) пожара, организации взаимодействия и обеспечения работ.

34. Каждой отдельной группе (команде) по прибытии их на место пожара, руководитель тушения пожара ставит определенную задачу по тушению пожара и определяет часть кромки пожара (участок, сектор). Руководители (командиры) всех лесопожарных подразделений (формирований) обязаны поддерживать постоянную связь с руководителем тушения пожара и выполнять его указания.

35. Вся работа по тушению пожаров строится на основе твердой дисциплины и единоначалия. Распоряжения вышестоящего руководителя являются обязательными для всех работников и руководителей подразделений (формирований). При этом каждый работник должен выполнять команды одного руководителя, непосредственно руководящего подразделением (формированием), в котором состоит данный работник.

36. В целях организации взаимодействия все подразделения (формирования), участвующие в тушении лесного пожара, руководители различного уровня, обеспечивающие управление силами и средствами на лесном пожаре, экипажи воздушных судов, участвующие в тушении, работники лесничеств обеспечиваются средствами связи.

37. Для организации связи используется телефонная связь, радиосвязь коротковолнового и ультракоротковолнового диапазонов, электронная связь. Обеспечение радиосвязью ультракоротковолнового диапазона является обязательным для всех участников тушения лесного пожара.

38. Работа всех направлений радиосвязи проводится по расписанию. В расписании указывается время работы радиостанций, используемые частоты, позывные и другие данные, необходимые для организации тушения лесных пожаров.

39. Связь с лесопожарными подразделениями (формированиями), работающими на тушении лесного пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование, мероприятия по обеспечению работ и тушение лесных пожаров, поддерживается в течение всего периода проведения работ до момента их полного прекращения и возращении работников к местам постоянной дислокации.

40. Сообщение о лесном пожаре, поступившее от работников авиационных или наземных подразделений лесопожарных организаций, пожарной охраны на любой пункт связи (лесничество, пожарно-химическая станция, авиаотделение, подразделение единой дежурно-диспетчерской службы) незамедлительно передается в пункт диспетчерского управления региональной диспетчерской службы лесного хозяйства.

41. Для ориентирования в лесу (на местности), направления сил и средств тушения на участки проведения работ, руководитель тушения пожара и руководители лесопожарных подразделений (формирований) используют схемы местности, схемы тушения и (или) топографические карты, лесопожарные карты, средства магнитной и спутниковой навигации. На эти карты (схемы) наносится лесопожарная ситуация в районе проведения работ по тушению лесного пожара, уточненные данные, полученные в результате воздушного и (или) наземного обследования лесного пожара (разведки), прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и другие данные, необходимые для ликвидации лесного пожара.

42. По прибытии на пожар руководитель тушения пожара, используя полученные материалы от наземных и авиационных служб, определяет тактические приемы и технические способы наиболее быстрой ликвидации пожара.

43. В случае если лесной пожар принял размеры и характер, когда прибывших сил и средств тушения для быстрой ликвидации пожара недостаточно, руководитель тушения пожара немедленно информирует пункт диспетчерского управления региональной диспетчерской службы и приступает к обследованию лесного пожара. При этом прибывшие силы и средства пожаротушения до окончания обследования и принятия решения о плане тушения следует использовать для остановки распространения пожара на наиболее опасных направлениях, или для сохранения ценных участков леса от пожара вблизи места нахождения этих сил и средств.

44. Руководитель тушения пожара организует проведение системы мероприятий по сбору информации с целью получения актуальной информации, необходимой для разработки оперативного плана и схемы тушения, наблюдения за развитием и состоянием лесного пожара, контроля результата проводимых работ по тушению лесного пожара, выработки адекватных решений и проведения мер по тушению, проведения, в случае необходимости, аварийно-спасательных мероприятий. Система мероприятий по сбору информации (разведка) включает в себя организацию проведения периодических наземных и авиационных обследований лесного пожара, изучение метеорологической обстановки, выставление постов наблюдателей на отдельных направлениях распространения лесного пожара, установление для руководителей лесопожарных подразделений (формирований) и отдельных работников оптимального режима предоставления докладов о развитии ситуации на лесном пожаре. При проведении разведки устанавливаются:

вид и скорость распространения пожара, его контур и примерная площадь;

основные типы (виды) горючих материалов;

тактические части пожара (фронт, фланги и тыл);

наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);

наличие естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;

возможное усиление или ослабление пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения;

возможное усиление или ослабление пожара из-за изменений метеорологической обстановки;

возможность подхода, подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения;

наличие источников водоснабжения и возможность их использования;

наличие опорных полос для проведения отжига и условия прокладки минерализованных полос;

безопасные места стоянки транспортных средств, расположения людей;

пути отхода лиц, осуществляющих тушение лесного пожара, на случай возникновения опасности усиления огня, возможные места укрытия.

45. Результаты разведки отражаются в составляемых при этом схемах местности, схемах тушения и (или) лесопожарных картах.

46. Кроме полученных данных, в результате разведки определяется направление распространения и развития лесного пожара в ближайшее время (краткосрочный период). При этом учитывается возможное усиление и развитие лесного пожара в зависимости от особенностей лесных участков, по которым будут распространяться фронт и фланги пожара, от метеорологической обстановки и рельефа местности. Для лесных пожаров площадью до 10 га такой прогноз составляется на ближайшие 3 часа, а для более крупных пожаров - на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их ликвидации.

47. Данные разведки и прогноз возможного распространения и развития лесного пожара с указанием необходимых дополнительных ресурсов пожаротушения немедленно передаются в пункт диспетчерского управления региональной диспетчерской службы лесного хозяйства.

48. По результатам разведки, прогноза распространения и развития пожара руководитель тушения пожара разрабатывает план выполнения работ по его тушению, в котором определяются:

технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;

сроки выполнения отдельных мероприятий по тушению;

распределение наличных сил и средств по периметру лесного пожара;

организация связи с лесопожарными подразделениями (формированиями);

привлечение дополнительных сил и средств тушения;

мероприятия по постоянному сбору информации о ситуации на лесном пожаре, ходе проведения работ по тушению.

49. В условиях сильной задымленности контур пожара выявляют с помощью дистанционных методов обследования, в том числе с использованием инфракрасной съемки с борта самолета, вертолета, беспилотного летательного аппарата.

50. Работы по тушению лесного пожара планируются таким образом, чтобы локализация лесного пожара была закончена не позднее 10 часов утра следующего дня.

51. В случае если лесной пожар распространился на большой площади, авиационное обследование лесного пожара производится ежедневно, а при быстром распространении пожара 2 раза в день и более.

52. В районах применения авиационных и наземных сил и средств данные разведки летчиков - наблюдателей сбрасываются с борта воздушного судна вымпелом или передаются по радиосвязи (или по каналам мобильной и спутниковой электронной связи) непосредственно руководителю тушения пожара. При возможности посадки вертолета вблизи пожара обследование лесного пожара на вертолете производится с участием руководителя тушения пожара.

53. При тушении крупных лесных пожаров с целью обеспечения руководства и взаимодействия на пожаре, руководителем тушения пожара составляется схема тушения пожара, на которой отображаются основные положения плана выполнения работ по тушению лесного пожара. Руководители лесопожарных подразделений (формирований) обеспечиваются копиями схем тушения пожара, в пределах порученных им участков (секторов) работ.

54. При тушении крупных лесных пожаров, для которых планируемый период тушения составляет менее 3-х суток, схема тушения составляется единожды на весь планируемый период тушения, при необходимости в течение периода тушения на схему могут наноситься различные необходимые коррективы. Новая схема тушения составляется при необходимости внесения существенных изменений в планируемые действия при тушении лесного пожара.

55. При тушении крупных лесных пожаров, для которых фактический или планируемый период тушения занимает более 3 суток, схема тушения составляется ежедневно. Схема тушения составляется до 9 часов утра текущего дня, с незамедлительным предоставлением копий схем тушения руководителям лесопожарных подразделений (формирований), участвующих в тушении данного лесного пожара. Копия схемы тушения предоставляется в оперативный штаб лесничества и (или) комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по запросу.

56. В ходе тушения лесного пожара в случаях, когда требуется внести значительные коррективы в план выполнения работ по тушению, новые схемы тушения составляются в любой момент времени в течение всего периода тушения лесного пожара.

57. Схема тушения составляется в произвольном масштабе с использованием топографической или лесопожарной карт, при необходимости может быть нанесена на планшет с планом лесонасаждений. Схема тушения составляется с обязательным указанием даты и времени составления, фамилией и подписью лица, составившего схему.

58. Схема тушения состоит из графической и текстовой частей, отображающих план тушения лесного пожара.

59. Графическая часть схемы тушения содержит:

топографическую основу, отображающую основные необходимые элементы топографии;

контур лесного пожара по состоянию на момент составления схемы тушения, направление распространения кромки пожара или его отдельных элементов, границы лесного пожара и его площадь;

привязку к местности (при наличии - с указанием квартальной сети);

критические направления и факторы, влияющие на процессы принятия решений и условия проведения действий по тушению;

естественные или искусственные рубежи и опорные линии, наличие естественных преград (рек, ручьев, озер, водоемов, дорог, троп, минерализованных полос);

расположение лесопожарных подразделений (формирований), с указанием секторов и участков; при необходимости указываются расстановка людей и технических средств;

основные задачи подразделениям, включая указание основного (оптимального) направления тушения лесного пожара.

60. Графическая часть схемы тушения должна быть сориентирована по сторонам света. На графической части обязательно указывается основное направление ветра.

61. Основные используемые цвета графических элементов, которые наносятся на схему тушения:

коричневый цвет – дороги, возвышенности, естественные и искусственные преграды;

зеленый цвет – квартальная сеть, номера кварталов, границы земель лесного фонда, отдельные насаждения, тип растительности;

синий цвет - естественные и искусственные водоемы (реки, ручьи, озера, пруды, болота и т.п.), места забора воды;

красный цвет – контур действующего пожара, направление распространения пожара, места размещения (высадки) авиапожарных групп (команд), места размещения наземных лесопожарных подразделений (формирований), места размещения пунктов управления, графическое отображение поставленных задач для подразделений (формирований);

черный цвет – населенные пункты, направление ветра, имеющиеся (или уже созданные в ходе тушения лесного пожара) опорные линии (минерализованные полосы, разрывы, барьеры), потушенные (недействующие) участки лесного пожара, текст к графическим элементам.

62. Отображение тактической обстановки на схеме тушения осуществляется с использованием унифицированных символов, представленных в приложении 1 к Правилам.

63. Текстовая часть схемы тушения содержит:

информацию о построении управления силами пожаротушения на пожаре;

информацию для обеспечения взаимодействия и связи между лесопожарными подразделениями (формированиями) на пожаре;

дополнительную информацию, необходимую для обеспечения эффективности тушения.

Руководитель тушения пожара при необходимости отображает на схеме тушения иную дополнительную графическую и (или) текстовую информацию.

64. При получении схем тушения руководители лесопожарных подразделений (формирований), обязаны сопоставить схему тушения со своим имеющимся картографическим материалом.

65. При осуществлении работ по тушению крупного лесного пожара, в зависимости от размера пожара и его сложности, наличия сил и средств тушения, руководителем тушения пожара организуется система управления лесопожарными подразделениями (формированиями), обеспечивающая: устойчивое управление; эффективное использование сил и средств тушения; надлежащий контроль за своевременным выполнением поставленных задач; персональную ответственность на всех уровнях руководства; соблюдение принципа единоначалия и твердой дисциплины.

66. Периметр крупного пожара с учетом рельефа местности и растительного покрова, наличия естественных и искусственных рубежей и имеющихся сил и средств тушения может разграничиваться на сектора и участки. Участки тушения лесного пожара определяются в соответствии с решением руководителя тушения лесного пожара по месту проведения работ или видам действий. При создании на пожаре двух и более участков тушения организуются сектора тушения, объединяющие их. Руководители участков и секторов тушения назначаются руководителем тушения пожара. Секторы целесообразно закреплять за отрядами и командами, участки - за группами и командами.

67. Руководитель сектора тушения пожара (руководитель отряда или команды) осуществляет руководство всеми лесопожарными подразделениями (формированиями), выполняющими работы в его секторе, на принципах единоначалия и твердой дисциплины.

68. Руководитель участка тушения пожара (руководитель группы или команды) осуществляет руководство всеми лесопожарными подразделениями (формированиями), выполняющими работы на данном участке, на принципах единоначалия и твердой дисциплины.

69. В случае, когда при тушении крупного лесного пожара используется значительное число сил и средств, с целью организации оптимальной структуры управления, руководитель тушения пожара организует непосредственно на пожаре штаб по тушению данного лесного пожара. Состав и количество лиц, задействованных в работе штаба по тушению лесного пожара, определяет руководитель тушения пожара единолично.

70. Начальник штаба по тушению лесного пожара является заместителем руководителя тушения крупного лесного пожара и назначается непосредственно руководителем тушения данного пожара.

71. Основные задачи штаба по тушению лесного пожара:

сбор и обобщение информации о состоянии пожара и ходе его тушения;

планирование действий по тушению пожара;

обеспечение руководства подразделениями (формированиями), их взаимодействия и координации работ;

обеспечение связи между подразделениями (формированиями);

решение вопросов обеспечения работ по тушению;

взаимодействие с оперативным штабом;

учет сил, средств и ресурсов тушения.

72. Место расположения штаба по тушению лесного пожара определяется руководителем тушения пожара. Территориально штаб по тушению лесного пожара размещается по возможности максимально близко к месту проведения работ по тушению или в местах расположения основных сил тушения в районе пожара.

73. Тушение лесного пожара включает в себя следующие виды работ:

обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

остановку распространения пожара;

локализацию лесного пожара;

наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

предотвращение возобновления лесного пожара;

ликвидацию лесного пожара.

74. Проведение обследования лесного пожара является начальным действием по тушению лесного пожара. После проведения обследования лесного пожара, осуществления сбора информации (разведки) и прогноза его поведения руководитель тушения пожара формирует план выполнения работ по тушению в устной или письменной форме.

75. Начальными действиями по локализации лесного пожара является остановка распространения пожара – это действия сил тушения, направленные на остановку распространения кромки лесного пожара, в первую очередь - на опасных и критических направлениях.

76. Локализация лесного пожара – комплекс действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения путем создания минерализованных полос или полностью потушенных участков кромки пожара по всему периметру пожара и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами. Локализованным пожаром являются пожары, вокруг которых проложены заградительные минерализованные полосы или потушены участки кромки, надежно преграждающие пути дальнейшего распространения лесного пожара по всему его периметру.

77. Наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Проводится дотушивание всех очагов горения внутри пожара (пожарище) в полосе шириной до 50-100 метров (на расстояние двойной высоты древостоя) от локализованной кромки пожара в целях исключения возможного переброса огня за пределы пожарища.

78. Предотвращение возобновления лесного пожара (окарауливание пожара) состоит в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвратить возобновление пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании. Период проведения окарауливания может составлять несколько дней.

79. Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. При ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации и (или) направление их на тушение других лесных пожаров. В случае, когда на ликвидированном пожаре в течение 5-ти дней произошло возобновление горения на потушенных частях кромки, этот пожар считается возобновившимся.

80. При тушении лесных пожаров используют два метода тушения - прямой и косвенный (упреждающий). Прямой метод применяется в случаях, когда есть возможность непосредственно потушить кромку пожара и (или) создать у кромки заградительную полосу, т.е. при тушении низовых лесных пожаров. Косвенный метод тушения применяется в случаях, когда линия остановки огня выбирается на определенном расстоянии от кромки пожара. Применение косвенного метода целесообразно при тушении низовых сильных и верховых лесных пожаров.

81. Выбор тактических приемов, методов и способов тушения лесных пожаров осуществляется руководителем тушения пожара и руководителями лесопожарных подразделений (формирований) с учетом особенностей лесной растительности, рельефа местности (горный, равнинный), категории земель (лесная, покрытая или не покрытая лесной растительностью), типов почв, вида пожара, его интенсивности и размера, текущих и прогнозируемых погодных условий, наличия сил и средств тушения, обеспечения безопасного проведения работ, а также особенностей тушения пожаров на лесных участках, загрязненных радионуклидами.

82. При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:

захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара;

засыпка кромки пожара грунтом;

прокладка заградительных и опорных минерализованных полос;

отжиг горючих материалов перед кромкой пожара;

тушение водой и огнетушащими растворами;

тушение с применением авиации.

83. Выбор способов и технических средств для тушения пожара зависит от вида, интенсивности и скорости распространения пожара, окружающей обстановки, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, а также метеорологической обстановки и определяется руководителем тушения пожара и руководителями лесопожарных подразделений (формирований) самостоятельно.

84. Захлестывание (сбивание) пламени на кромке пожара применяют для остановки продвижения огня низового пожара. Для этого используют пучок из веток лиственных пород, срубленное небольшое деревце или другие подручные средства. Сбивание огня на кромке пожара указанными средствами осуществляют при тушении низовых пожаров слабой и средней интенсивности.

85. Засыпка кромки пожара грунтом применяется на легких песчаных и супесчаных слабо задерненых почвах, когда применение захлестывания огня малоэффективно, а быстрая прокладка заградительных полос невозможна.

86. Прокладка заградительных и опорных минерализованных полос и канав производится в целях:

локализации пожаров без предварительной остановки их распространения непосредственным воздействием на кромку;

локализации пожаров, распространение которых было приостановлено;

применения отжига от опорных полос.

87. Для прокладки заградительных и опорных полос применяются следующие почвообрабатывающие орудия и механизмы:

тракторные и конные плуги;

бульдозеры (при необходимости расчистки полос от кустарника, завалов, создания минерализованных полос и пр.);

специальные лесопожарные агрегаты с навесными почвообрабатывающими орудиями.

88. Заградительные и опорные минерализованные полосы, в зависимости от интенсивности и скорости распространения пожара и вида применяемого орудия, прокладывают одинарные или двойные, а при необходимости прокладки более широких полос - они создаются в несколько ходов. Каждая минерализованная полоса создается на некотором удалении от фронта пожара и должна своими концами упираться на естественные или искусственные противопожарные барьеры (дороги, ручьи, минерализованные полосы и др.). При отсутствии механизированных средств либо невозможности их применения (в случаях небольших пожаров, трудностей маневрирования из-за густоты древостоя, заболоченная местность, горная местность, отсутствие транспортных путей) минерализованные полосы прокладываются с помощью ручных орудий.

89. В труднодоступных районах со сложными лесорастительными условиями заградительные (опорные) минерализованные полосы и канавы прокладывают с помощью взрывчатых материалов.

Заградительные полосы создаются шириной от 1,5 м при возникновении слабых лесных пожаров (скорость продвижения огня меньше 1 м/мин) и шириной до 9 м - при сильных лесных пожарах (скорость продвижения огня более 3 м/мин). Заградительные полосы, созданные с применением химических огнетушащих веществ (ретардантов, пенообразователей и смачивателей) – опорные химические полосы.

90. Отжиг производится в целях тушения верховых пожаров всех видов, а также низовых пожаров высокой и средней интенсивности. Пуск отжига производится от имеющихся на лесной площади опорных полос (дорог, троп, речек, ручьев, озер, минерализованных полос, созданных в рамках проведения подготовительных мероприятий), естественных или искусственно созданных преград распространению огня, а при отсутствии таких преград вблизи пожара - от опорных полос, специально проложенных вручную, с помощью почвообрабатывающих орудий, бульдозерных агрегатов, взрывчатых материалов, растворов химических веществ и другим способом, шириной от 0,3-0,5 м и более. Для ускорения выжигания полосы в зависимости от вида пожара, скорости ветра, рельефа местности и лесных горючих материалов допускается использование различных способов отжига (линейный, гребенкой, ступенчатый, метод опережающего огня). При тушении верховых пожаров производится выжигание напочвенных горючих материалов в полосе, шириной равной расстоянию не менее двух скачков верхового пожара.

91. Тушение водой и огнетушащими растворами применяется в целях осуществления прямого тушения кромки лесных пожаров и (или) косвенного тушения низовых сильных, подземных и верховых лесных пожаров путем создания временных опорных полос для проведения отжига. При тушении лесных пожаров используются огнетушащие растворы, обладающие экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей, работающих в зоне лесного пожара.

92. Тушение с применением авиации производится в целях снижения интенсивности горения на кромке пожара, чтобы создать для наземных сил и средств тушения условия для перехода от косвенного метода тушения к прямому; приостановления распространения горения до прибытия наземных сил и средств к местам тушения.

93. Для тушения удаленных и быстро распространяющихся лесных пожаров в районах применения авиационных сил и средств, отдельных сложных в тушении участков крупных лесных пожаров во всех районах охраны лесов, а также пожаров, действующих на участках лесов, загрязненных радионуклидами, применяют самолеты - танкеры, взлетающие с сухопутных аэродромов, гидросамолеты (амфибии), оборудованные специальными емкостями для забора и слива воды, а также вертолеты с водосливными устройствами.

94. Решение о целесообразности использования на тушении лесного пожара самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами принимает руководитель тушения пожара или летчик-наблюдатель.

95. Авиационное тушение производиться при непосредственном взаимодействии экипажа воздушного судна с руководителем наземной группы (команды), в интересах которой производится работа данного воздушного судна. В случае если на тушении лесного пожара находятся наземные группы (команды), запрещается производить авиационное тушение (сливы) с самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами при отсутствии радиосвязи между экипажем воздушного судна и данной наземной группой.

96. Искусственное вызывание осадков из конвективных облаков производится с целью выпадения осадков для борьбы с лесными пожарами, и относится к области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы. Работы по искусственному вызыванию осадков с использованием воздушных судов выполняются с соблюдением установленных требований.

97. При тушении лесных пожаров, возникающих на территориях, загрязненными радионуклидами, приоритетными задачами является сохранение жизни и здоровья людей, выполняющих работы по тушению пожаров, и предотвращение распространения радионуклидов на сопредельные территории.

98. Особенности тушения лесных пожаров разделяются по зонам радиоактивного загрязнения.

В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2 (37 – 185 кБк/м2) и стронцием-90 - от 0,15 до 1 Ки/км2 (5,55 – 37 кБк/м2):

тушение пожаров проводится, преимущественно, обычными способами с принятием дополнительных мер по защите работающих от вредного воздействия пыли и продуктов горения лесных горючих материалов;

тушение горящей кромки пожаров проводится наземными или авиационными средствами при помощи воды и водных растворов химических огнетушащих веществ, а также созданием перед кромкой пожара заградительных полос путем слива огнезащитных растворов с использованием наземных или авиационных средств.

В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 (185 – 555 кБк/м2):

остановка и тушение лесных пожаров проводится без выполнения работ на кромке огня, путем создания заградительных и опорных химических полос при помощи наземных механизмов, а также с использованием вертолетов с водосливными устройствами и самолетов-танкеров.

дотушивание пожаров проводится с использованием пожарных автоцистерн с установленными пожарными лафетными стволами, а также с использованием пожарных мотопомп.

В зонах с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 15 до 40 Ки/км2 (555 – 1480 кБк/м2), 40 Ки/км2 (1480 кБк/м2)

остановка и тушение пожара проводится в соответствии со специально разработанными для условий радиоактивного загрязнения регламентирующими документами, в которых учтены требования радиационной безопасности при тушении радиоактивного лесного пожара;

остановка и тушение пожара проводится с вертолетами с водосливными устройствами и самолетами-танкерами;

окончательная локализация и дотушивание лесных пожаров проводится наземными силами и средствами, при этом используются автоцистерны с установленными пожарными лафетными стволами и пожарные вездеходы на базе специальной (военной) техники, а для дотушивания пожаров – пожарные мотопомпы.

В лесах с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 свыше 40 Ки/км2:

тушение лесных пожаров производится вертолетами с водосливными устройствами и самолетами-танкерами;

окончательная локализация и дотушивание проводятся с помощью наземных сил и средств тушения.

99. На данных территориях при тушении лесного пожара работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты - респираторами, средствами защиты органов зрения, закрытой резиновой обувью, спецодеждой.

100. На тушение лесных пожаров в загрязненных радионуклидами лесах направляются только лица, прошедшие специальную подготовку и медицинское обследование. При высоких уровнях мощности эквивалентной дозы ионизирующего излучения время работы сокращается в соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.6.1.2523-9 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47, зарегистрированных Минюстом России 14 августа 2009 г., регистрационный № 14534 («Российская газета», 2009, № 171/1), устанавливающих пределы доз.

101. Тушение верховых пожаров средней и высокой интенсивности осуществляется с использованием отжигов. Опорные полосы для отжига прокладываются вдоль фронта и флангов пожара в местах с наименьшим запасом горючего материала, на участках с преобладанием лиственных пород, свободных от хвойного подроста, валежа и хлама. В случае наличия последних, они убираются на полосе шириной 10-15 м вдоль опорной линии. В качестве опорных полос допускается использование дорог, противопожарных разрывов и других заградительных барьеров.

102. Тушение подземных (торфяных) лесных пожаров производится путем их опашки или окопки, а также применением мощных струй воды с помощью насосных установок. В случаях многоочаговых торфяных лесных пожаров, возникающих на торфянистых почвах в результате низового пожара, тушение производится путем локализации всей площади, на которой находятся очаги. После ликвидации пожара площадь, пройденную огнем, необходимо периодически осматривать до выпадения интенсивных осадков.

103. После локализации лесного пожара руководитель тушения пожара обязан лично осмотреть границы пройденной пожаром площади с тем, чтобы убедиться в надежности локализации. При большой площади, пройденной пожаром, для осмотра границ привлекаются другие работники, имеющие подготовку и опыт в тушении лесных пожаров, при этом каждому назначается для осмотра соответствующий участок периметра пожара. В местах, где выявлена необходимость усилить локализацию, немедленно проводятся меры по прокладке дополнительных заградительных и минерализованных полос.

104. Непрерывный или периодический осмотр пройденной пожаром площади (окарауливание) и в особенности кромки, с целью предотвратить возобновление распространения пожара следует проводить группой работников такой численности, чтобы она могла держать под постоянным наблюдением всю периферию пожара, систематически обходя его по полосе локализации. Окарауливание организуется уже в процессе остановки пожара, когда работники, по мере продвижения вдоль кромки (или по трассе отжига), оставляют позади себя караульных, которые ликвидируют загорания за опорной полосой и дотушивают очаги по периферии пожара.

105. Окарауливание пожаров в районах применения наземных сил и средств во всех случаях организуется силами лесопожарных подразделения (формирований) под руководством работника лесопожарной организации, а в районах применения авиационных сил и средств, если пожар был потушен авиационными командами, окарауливание осуществляется авиационными силами или доставленными на их замену работниками наземных подразделений под руководством работника авиапожарной команды (группы). На территориях, где проводится авиационное патрулирование лесов, наблюдение за пожарами и их окарауливанием, кроме того, осуществляется с воздуха.

106. После прекращения окарауливания и ликвидации лесного пожара осуществляется периодический осмотр места пожара наземными или авиационными средствами, вплоть до выпадения осадков в количестве не менее 3 мм.

107. При возникновении лесного пожара составляется акт о лесном пожаре. Акт о лесном пожаре составляется в течение 5 дней после ликвидации лесного пожара и оформляется по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам. К акту прилагается схематичный план пожара. Съемка контура пожара и участков внутри его, пройденных пожарами разного вида (верховым, низовым, почвенным), с привязкой их к ориентирам производится:

в районах применения наземных сил и средств - инструментально в установленном порядке;

в районах применения авиационных сил и средств – аэровизуально, с использованием лесопожарной или патрульной карты в установленном порядке.

108. На схему наносятся границы кварталов, в которых действовал пожар и их номера, номера смежных кварталов, общая граница пожара и границы участков, пройденных пожарами разных видов. Внутри каждого участка указывается вид пожара и общая площадь участка, исчисленная по лесопожарной карте или плану лесонасаждений.

К акту прилагается схематический чертеж пройденной огнем площади, расчеты и обоснования размеров ущерба (включающие потери древесины на корню, уничтожение огнем культур, молодняков, напочвенного покрова, потери готовой лесозаготовительной продукции, стоимость работ по очистке территории, расходов на тушение пожара), докладная записка руководителя тушением пожара о ходе тушения, применявшихся методах и средствах, их эффективности (представляется в случаях крупных пожаров);

109. Границы пожара и границы участков, пройденных пожарами разных видов, со схемы переносят на планшет, план лесонасаждений соответствующего лесничества (лесопарка). Уточняют номера выделов, по каждому выделу определяют площади, пройденные пожарами разного вида и степень повреждения насаждений. По таксационным описаниям устанавливается характеристика выделов (преобладающая порода, средний ее диаметр) и производится определение общей площади, пройденной пожаром каждого вида, по категориям земель (в том числе и на нелесной площади земель лесного фонда).

110. Все работы по тушению лесных пожаров должны выполняться в соответствии с требования безопасности для профессий и видов работ, и инструкциями по охране труда.

111. Все лица, участвующие в тушении лесного пожара, предварительно должны пройти инструктаж по использованию средств тушения, правилам охраны труда и соблюдения техники безопасности при тушении лесных (природных) пожаров, о чем должна быть сделала соответствующая запись в журнале инструктажей с личной росписью каждого проинструктированного.

112. Все лица, участвующие в тушении лесного пожара, обеспечиваются соответствующим снаряжением и экипировкой:

спецодежда из хлопчатобумажной ткани или негоримой ткани со светоотражаемыми элементами площадью не менее 15 кв. дм, выполненная в цветовой гамме, обеспечивающей четкую идентификацию фигуры человека на фоне природной растительности с дистанции не менее 50 метров; запрещается использование одежды из легкоплавких или горючих синтетических материалов;

обувь - ботинки или сапоги с твердой подошвой; запрещается использование обуви из быстровоспламеняющихся и легкоплавких материалов;

защитная каска - для защиты головы работника при вероятных падениях, от падающих предметов, вероятных ударов деталей оборудования и механизмов, с креплением, обеспечивающим надежную фиксацию каски на голове работника при интенсивных и регулярных наклонах туловища, а также при воздействии порывов ветра со скоростью не менее 20 м/сек;

защитные очки - для защиты глаз от попадания мелких механических частиц (мелких камней, опилок, стружки, веток, песка) и жидких частиц растворов огнетушащих веществ, с креплением, обеспечивающим надежную фиксацию очков на голове работника при интенсивных и регулярных наклонах туловища;

маска для защиты органов дыхания от неблагоприятных факторов дыма (сажистых и горящих частиц, горячих газов);

перчатки кожаные рабочие;

индивидуальная аптечка;

компас, нож, портативный фонарь;

индивидуальная фляга и (или) емкости с питьевой водой объемом не менее 0,8 литров;

индивидуальная накидка (плащ, противопожарное укрытие) из негорючей ткани для защиты от кратковременного воздействия огня.

Организации, направляющие работников на тушение лесных пожаров могут расширять указанный перечень и состав индивидуального снаряжения и экипировки с учетом выполняемых видов работ по тушению и условий проведения работ.

113. Организации, направляющие работников на тушение лесных пожаров обеспечивают работников средствами индивидуальной защиты и снаряжением, таборным имуществом, средствами защиты от кровососущих насекомых, пожарным оборудованием и инвентарем, индивидуальными и групповыми медицинскими комплектами (аптечками), с учетом условий проведения работ.

114. Организации, направляющие работников на тушение лесных пожаров обеспечивают работников, непосредственно участвующих в тушении лесного пожара питанием (в объеме суточного рациона не менее 4500 ккал на одного человека за полноценную смену) и питьевой водой (в объеме суточной потребности не менее 6 литров на одного человека) в местах проведения работ по тушению лесного пожара.

115. Все работники, участвующие в тушении лесного пожара (включая лиц, привлеченных к работам по тушению в установленном порядке), подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев (страхование жизни и здоровья) за счет направляющей или привлекающей стороны, или в частном порядке.

116. Все работники, направляемые на тушение лесных пожаров в районах, где имеется вероятность заболевания клещевым энцефалитом, должны иметь соответствующие прививки с учетом местности.

117. Руководители тушения пожаров, руководители лесопожарных подразделений (формирований), а также руководители лесопожарных организаций в целях обеспечения охраны труда работников, участвующих в тушении лесных пожаров, обязаны при организации работ по тушению обеспечить:

строгое соблюдение принципов единоначалия и твердой дисциплины всеми работниками, участвующими в тушении лесного пожара;

непрерывный контроль руководителями лесопожарных формирований (подразделений) четкого исполнения подчиненными работниками правил по охране труда и техники безопасности;

строгое соблюдение технологий проведения работ по тушению;

проведение своевременного обучения и инструктажей с работниками, участвующими в тушении лесного пожара;

соответствующее обеспечение всех работников, участвующих в тушении лесного пожара, специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты;

использование современного и исправного оборудования, механизмов и инструментов при проведении работ по тушению лесного пожара;

обеспечение оптимального режима работы и отдыха работников, непосредственно участвующих в тушении лесного пожара;

организацию регулярного питания и снабжения питьевой водой работников, непосредственно участвующих в тушении лесного пожара, в соответствии с условиями работы и санитарными нормами;

создание условий, обеспечивающих возможность оказания своевременной доврачебной и медицинской помощи пострадавшим при тушении лесного пожара работникам, проведения для них своевременных соответствующих эвакуационных мероприятий в медицинское учреждение;

организацию в течение всего периода тушения лесного пожара устойчивой связи (радиосвязи) между всеми руководителями и работниками лесопожарных формирований (подразделений).

118. В случае привлечения дополнительных сил и средств для тушения лесных пожаров, в том числе согласно планов тушения, в условиях отсутствия функционирования режима чрезвычайной ситуации или решения (приказа, распоряжения) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности о привлечении сил сторонних организаций, использование дополнительных сил сторонних организаций непосредственно для тушения лесных пожаров осуществляется под руководством специалистов лесопожарной организации. В этом случае в целях соблюдения необходимых требований (мероприятий) по охране труда работников, между лицами, привлекаемыми к непосредственному тушению лесных пожаров, и лесопожарной организацией оформляются трудовые отношения в установленном порядке.

119. В районах ведения боевых действий, а также на территориях, где имеется явная опасность взрывов боеприпасов и взрывчатых материалов, отравления токсическими веществами, в случаях отсутствия на указанных территориях безопасных условий работ для лиц, участвующих в тушении, включая экипажи воздушных судов, тушение лесного пожара (ограничение его распространения) производится за пределами опасных зон.


Приложение №1 к Правилам тушения лесных пожаров


Символы для отображения тактической обстановки

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=14246
подробнее


28.02.2013

В Мехико из-за пожара уничтожена часть одного из самых крупных рынков Латинской Америки
Пожарный — наиболее стрессовая профессия
Новосибирцам покажут диораму пожара 11 мая 1909 года
Авария на шахте в Китае унесла жизни 11 человек
В МЧС готовятся провести Всероссийский открытый урок по "Основам безопасности жизнедеятельности"

01.03.2013

Камчатскому поисково-спасательному отряду исполняется 10 лет
Американцы купили русский огнетушитель
Прокуратура проверит госконтракт ГУФСИН на 411 миллионов рублей
Пожарных заставят ездить на красный свет
После вмешательства прокуратуры работникам Александровск-Сахалинского пожарного отряда выплатили зарплату




Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области. Предлагаем:
Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области.Подробнее
Архив новостей:
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Пожарная песня:


Реклама:

Рейтинг@Mail.ru
Ramblers Top100Ramblers Top100

Кстати:


 Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных