О сайте | Контакты Реклама на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Все... Защитная одежда Огнетушители Защита дыхания Пожарная техника (ПТВ) Пожарная автоматика ГПС МЧС
СОДЕРЖАНИЕ  


"О состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера в 2002 году"

   Введение
 I  Данные о ЧС, происшедших в РФ в 2002 году.
 1.1  Техногенные чрезвычайные ситуации
 1.2  Природные чрезвычайные ситуации
 1.3  Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
 1.4  Основные тенденции в динамике чрезвычайных ситуаций
II Оценка опасности ЧС
 2.1  Характеристика состояния радиационной опасности
 2.2  Характеристика состояния химической опасности
 2.3  Характеристика состояния промышленной опасности и транспорта
 2.4  Характеристика природных опасностей
 2.5  Оценка опасности вероятных ЧС для населения и территорий
III Мероприятия по предупреждению возникновения и развития ЧС
 3.1  Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
 3.2  Профилактика возникновения ЧС техногенного характера
 3.3  Прогнозирование возникновения природных ЧС
 3.4  Предупреждение массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей
 3.5  Предупреждение эпизоотий
 3.6  Меры противодействия терроризму
IV. Мероприятия по снижению потерь населения и размеров ущерба экономике в ЧС
 4.1  Мероприятия по инженерной защите населения и территорий
 4.2  Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты
 4.3  Средства медицинской и противоэпидемической защиты населения
 4.4  Организация эвакуационных мероприятий
 4.5  Оповещение органов управления РСЧС и населения в чрезвычайных ситуациях
 4.6  Подготовка руководящего состава и специалистов РСЧС, обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях
 4.7  Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях

О состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2002 году

Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама

2.3. Характеристика состояния промышленной опасности и транспорта




В различных отраслях экономики Российской Федерации находится в эксплуатации около 10 тысяч взрыво- и пожароопасных объектов.

По данным Минэнерго России в Российской Федерации в настоящее время эксплуатируется 49 тыс. км магистральных нефтепроводов, 157 тыс. км магистральных газопроводов, 22 тыс. км магистральных трубопроводов. Из них: 25 % магистральных трубопроводов работает 10-12 лет, 34 % – 20–30 лет, 34 % – свыше 30 лет и только 7 % – менее 10 лет. Степень их износа составляет 70–75 %, что и является основной причиной аварийности на трубопроводном транспорте. Средние показатели аварийности составляют 0,2 – 0,26 единиц на 1 000 км. И хотя в 2002 г., по сравнению с 2001 г., число ЧС на магистральных трубопроводах снизилось на 22 %, они составили 57 % от общего количества чрезвычайных ситуаций в этой отрасли.

Особую обеспокоенность вызывает состояние промысловых трубопроводов. Всего в эксплуатации находится более 350 тыс. км промысловых трубопроводов. Их износ достигает 80 %. По этой причине показатель аварийности здесь на порядок выше, чем на магистральных трубопроводах, и составляет 1,5-2 разрыва на 1 000 км. Значительный возраст трубопроводов всегда объективно связан с увеличением рисков при эксплуатации. Более 40 % отказов приходится на трубопроводы, проработавшие более 20 лет.

Показатели аварийности на магистральных трубопроводах остались на прежнем уровне и составляют на 1 000 км:
  •  на магистральных нефте- и продуктопроводах – 0,4;
  •  на магистральных газопроводах – 0,21.

  • В перспективе, в связи с проведением работ по развертыванию нефте- и газодобычи на российском шельфе, острота проблемы безопасности трубопроводов возрастет. Особую опасность представляют угольные шахты по взрывам метана, угольной пыли, разработке выбросоопасных пластов, самовозгоранию и горным ударам. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариями (32,8 % от общего числа аварий).Всего на объектах топливно-энергетического комплекса (ТЭК) функционирует около 1 350 тысяч опасных производственных объектов.Таким образом, на предприятиях ТЭК возможно возникновение аварий, сопряженных со значительными людскими и материальными потерями, нарушением промышленного производства и транспортных коммуникаций.Продолжает оставаться высокой аварийность на транспорте.

    Основное количество дорожно-транспортных происшествий (более 70 %) произошло в населенных пунктах. Около половины всех происшествий составили наезды на пешеходов. Примерно четвертая часть – столкновения транспортных средств. Абсолютное большинство всех происшествий (около 75 %) произошло из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств. Остается высоким удельный вес происшествий, при которых зафиксированы неудовлетворительные дорожные условия (около 30 %).Следует отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.Значительна угроза возникновения ЧС при перевозке опасных грузов. Определяющим фактором, влияющим на безопасность движения, остается изношенность технических средств. Так, по данным МПС России, на железнодорожном транспорте более 62 % искусственных сооружений, находящихся в эксплуатации, не соответствует современным нормативным требованиям.В 2002 г. сохранялась тенденция роста общего объема перевозок грузов железнодорожным транспортом. Рост грузооборота в 2002 г., по сравнению с 2001 г., составил 5,3 %. При указанном увеличении объема работы железнодорожного транспорта удалось стабилизировать уровень аварийности, прежде всего крушений и аварий, а по более массовым нарушениям безопасности – бракам в работе, сократить их на 5 %. В 2002 г. износ основных производственных фондов федерального железнодорожного транспорта составил: верхнего строения пути – 73,1 %; мостов (металлических, длиной более 25 метров) – 51,9 %; электровозов – 66 %; тепловозов – 74,4 %; дизель-поездов – 63,7 %; вагонов грузовых – 62,4 %; вагонов пассажирских – 52,3 %. Особое внимание уделялось обеспечению безопасной перевозки опасных грузов. При росте объема перевозки опасных грузов в 2002 г., по сравнению с 2001 г., на 10,4 % число инцидентов с опасными грузами возросло на 1,8 %. Основные причины такого положения – высокая степень износа вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов (более 30 % парка цистерн находится в эксплуатации сверх предельных сроков), а также недостатки в техническом обслуживании указанных цистерн.

    В числе приоритетных устройств для предотвращения проезда запрещающего сигнала в 2002 г. введены в эксплуатацию:система автоматического управления торможением поезда (САУТ-ЦМ) на 250 локомотивах и 20 939 км на направлениях Москва – Ярославль – Свердловск – Владивосток и Москва – Воронеж – Адлер; микропроцессорный дешифратор АЛСН с функциями безопасности движения (КЛУБ) на 388 локомотивах; телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТС КБМ) на 221 локомотиве; усовершенствованная система управления электрическим торможением на 90 электровозах.Для исключения возможности самопроизвольного ухода составов с приемоотправочных путей станций введены в эксплуатацию 63 стационарных тормозных упора повышенной мощности. С целью предотвращения потенциально возможных нарушений безопасности движения в пути следования поезда введены в эксплуатацию: поездная дуплексная радиосвязь (напольные устройства) на 380 локомотивах и 564 км пути; 2 540 стационарных радиостанций. В целях обеспечения экологической безопасности на федеральном железнодорожном транспорте разработана и реализуется "Экологическая программа железнодорожного транспорта на 2001 – 2005 годы". Главной целью Программы являются повышение экологической безопасности отрасли и дальнейшее снижение негативного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду. Как одно из важнейших направлений обеспечения безопасности движения поездов МПС России рассматривает антитеррористическую деятельность, проводимую на федеральном железнодорожном транспорте в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, действующими правовыми и нормативными актами, а также решениями Федеральной антитеррористической комиссии. Подробно меры противодействия терроризму на железнодорожном транспорте рассматриваются в разделе 3.6. Вопрос безопасности затрагивает также метрополитен, в частности, его строительство. Известно, что для безаварийного строительства подземных сооружений требуется соблюдение в полном объеме проектных решений и поддержание непрерывного цикла работ до возведения постоянных несущих конструкций, включая нагнетание цементного раствора за обделку тоннелей и устройство капитального крепления шахтных стволов. В случаях длительной остановки строительства необходимо осуществлять меры по консервации незавершенных подземных сооружений, их изоляции от действующих линий метрополитена.

    Неудовлетворительное финансирование из федерального и региональных бюджетов, начиная с 1995 г., привело к необходимости принятия срочных мер по приведению в безопасное состояние незавершенных объектов метростроения в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске и Новосибирске. Ряд тоннелей оказался оставленным без должного инженерно-технического контроля в части осуществления маркшейдерского надзора за деформациями крепи подземных сооружений, просадками земной поверхности и целостностью зданий и сооружений, находящихся в зоне строительства.Отсутствие достоверных сведений о состоянии горных выработок не позволяет заблаговременно осуществить мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на незавершенных объектах подземного строительства.

    В условиях неудовлетворительного финансирования строительных работ трудно решить проблему обновления средств производства, замены изношенных сверх допустимых норм технологических коммуникаций, проложенных на время строительства (трубопроводов различного назначения и электрокабелей); основного и вспомогательного горнопроходческого оборудования (проходческих комплексов, блоко-укладчиков, шахтных электровозов, насосов, вентиляторов и т.п.). Ситуация с предупреждением ЧС при строительстве метрополитенов в Российской Федерации серьезно осложняется снижением уровня боеготовности и частично ликвидацией военизированных горноспасательных частей, созданных ранее для ликвидации последствий аварий на объектах подземного городского строительства и спасения пострадавших, хотя именно на этом виде транспорта угроза проведения террористических актов возрастает многократно, ввиду огромного скопления людей на станциях в час "пик" и затруднительной их эвакуацией в случае чрезвычайных ситуаций. Причины и последствия аварий на воздушном, морском и речном транспорте подробно рассмотрены в разделе 1.1 "Техногенные чрезвычайные ситуации". По данным МПР России в настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 28,5 тыс. водохранилищ и 510 накопителей промышленных стоков и отходов, в том числе 330 крупных водохранилищ емкостью более 10 млн. куб. м. В нижних бьефах гидротехнических сооружений в зонах потенциального затопления проживает около 10 млн. человек.На гидросооружениях во многих случаях отсутствуют службы эксплуатации. На предаварийных и аварийных сооружениях текущие и капитальные ремонтно-восстановительные работы из-за финансовых трудностей в полном объеме не выполняются. Разрушение гидротехнических сооружений, которые находятся, как правило, в черте крупных населенных пунктов или выше их и являются объектами повышенного риска, может привести к катастрофическим затоплениям обширных территорий, населенных пунктов, объектов экономики, гибели людей и длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства. При разработке подпрограммы "Внутренние водные пути" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России в2002–2010 гг." Минтранс России включил в состав указанной подпрограммы мероприятия по восстановлению и реконструкции всех объектов судоходных гидротехнических сооружений, которые имеют неудовлетворительный и пониженный уровень безопасности, определило приоритетные объекты. Реализация этих мероприятий позволит все объекты, имеющие неудовлетворительный уровень безопасности, перевести в разряд нормального уровня безопасности и значительно сократить процент сооружений с пониженным уровнем безопасности, обеспечив безусловную устойчивость всех судоходных гидротехнических сооружений.

    По сооружениям Федерального государственного унитарного предприятия ФГУП "Канал им. Москвы"

    В подпрограмме "Внутренние водные пути" запланированы:

    реконструкция судоходной плотины гидроузла "Белоомут". В 2002 г. завершены первоочередные работы по обеспечению надежной и безопасной эксплуатации плотины, в 2003 г. планируется полностью завершить реконструкцию плотины;финансирование работ по тоннелю № 401 – 10, 4 млн. рублей, из них 5,4 млн. рублей – из федерального бюджета и 5,0 млн. рублей – от администрации г. Дубны. На работы по повышению устойчивости плотины Пироговского водохранилища на период 2001 – 2005 г.г. предусмотрено 10,0 млн. рублей в ценах 2001 г.

    По сооружениям Волго-Донского ГБУВПиС

    По подпрограмме "Внутренние водные пути" запланирована реконструкция откосов плотин и каналов, в том числе откосов плотин №№ 78,79 и 80, на период 2002-2010 гг.; на это предусмотрено 424,9 млн. рублей в ценах 2001 г.

    По сооружениям Северо-Двинского ГБУВПиС

    ОАО "Гипроречтранс" выполнено (в объеме проекта) технико-экономическое обоснование реконструкции гидроузла № 1 Северо-Двинской шлюзованной системы. Материалы находятся на экспертизе. Учитывая заинтересованность в реконструкции системы администрации Вологодской области, МПР России и Минкультуры России, Минтранс России рассчитывает на их долевое участие в финансировании реконструкции системы.

    Большое внимание уделяется вопросам технологической безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Комиссиями ГБУВПиС периодически проводятся плановые инспекторские осмотры судоходных гидротехнических сооружений, проверяется выполнение мероприятий по содержанию, наблюдению и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях, предусмотренных "Положением о планово-предупредительном ремонте судоходных гидротехнических сооружений" и "Инструкцией по наблюдениям и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях", регулярно проводятся инструктаж и контроль знаний по правилам технической эксплуатации и технике безопасности при эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений. По результатам осмотров судоходные гидротехнические сооружения на основных магистралях находятся в работоспособном состоянии и обеспечивают безаварийный судопропуск и поддержание напорного фронта.

    Определенную угрозу для населения представляет нестабильная работа объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В целом, в Российской Федерации в сфере жилищно-коммунальных услуг задействовано около 4,2 млн. предприятий коммунальной энергетики, эксплуатирующих более 32 тысяч муниципальных котельных, 70 тыс. км муниципальных теплосетей и около 400 тыс. км воздушных и кабельных электросетей; кроме этого, предприятиями ЖКХ эксплуатируется 201 тыс. км водопроводных сетей.

    По данным Госстроя России в 2002 г. в целом по Российской Федерации количество аварий, отказов и инцидентов на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях составляет 107 539 случаев, в том числе:
  •  в Приволжском федеральном округе – 47 702 отказов, в том числе в Республике Башкортостан – 40 749;
  •  в Южном федеральном округе – 28 046 отказов, в том числе: в Ставропольском крае – 23 542, в Астраханской области – 1 956;
  •  в Центральном федеральном округе – 8 274 отказа, в том числе в Московской области – 3 722;
  •  в Уральском федеральном округе – 7 641 отказ, в том числе в Свердловской области – 5 795;
  •  в Сибирском федеральном округе – 7 088 отказов, в том числе в Алтайском крае – 2 803;
  •  в Северо-Западном федеральном округе – 6 637 отказов, в том числе: в Республике Карелия – 2005, в Калининградской области – 1 419;
  •  в Дальневосточном федеральном округе – 2 551 отказ, в том числе в Приморском крае – 1 239.

  • Из них Госстроем России зарегистрированы 222 крупные аварии (отключения систем жизнеобеспечения на 36 часов и более) в 69 субъектах Российской Федерации, что на 14 % превышает аналогичные показатели прошлого года.Наибольшее количество аварий и нарушений было: в Ленинградской области – 14, Приморском крае – 13, Сахалинской области – 10, Свердловской области – 10, Краснодарском крае – 8, Московской области – 9; Республике Саха (Якутия) – 10, Калининградской, Ульяновской, Иркутской, Омской и Владимирской областях – по 5. Количество аварий и нарушений на объектах теплоэнергоснабжения (119) на 10 % превышает аналогичные показатели прошлого года; в Приморском крае – 10; Санкт-Петербурге – 8; Ленинградской области – 10; Сахалинской области – 8; Республике Саха (Якутия) – 7; Владимирской, Омской, Ульяновской областях и Хабаровском крае – по 4. На объектах водоснабжения и канализации было 26 нарушений; в Республике Дагестан, Свердловской, Калининградской, Московской, Новосибирской областях, Республике Адыгея.

    нализ причин аварийности на объектах ЖКХ показал следующее:
  •  36 % аварий произошло из-за ветхости, некачественной подготовки инженерной инфраструктуры к новому отопительному сезону;
  •  32 % аварий – из-за нарушения правил технической эксплуатации теплоэнергетического оборудования, неквалифицированных действий обслуживающего персонала;
  •  21 % аварий – вследствие стихийных бедствий;
  •  11 % аварий – по другим причинам (несанкционированные отключения электроэнергии, взрывы газа, пожары и т.п.).

  • В целом, в Российской Федерации из года в год растет количество ветхих сетей, требующих незамедлительной замены. Их количество составляет 20 % от общей протяженности сетей теплоснабжения. Вследствие этого потери тепловой энергии при эксплуатации тепловых сетей значительно превышают нормативы. Как показала проверка, фактические потери тепловой энергии выше показателей официальной отчетности и составляют 55–60 % против 16 %. Выросло число источников теплоснабжения, отработавших расчетный срок службы. По данным Госгортехнадзора России более 31 % котлов, 12 % сосудов, работающих под давлением и 13 % трубопроводов пара уже отработали нормативный срок службы. Для устранения причин возникновения аварий и ЧС на объектах жизнеобеспечения и реализации эффективных мер по обеспечению готовности систем водо-, тепло- и энергоснабжения к надежной работе в предстоящем осенне-зимнем периоде 2003-2004 гг.

    Госстрой России предлагает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: укрепить кадровый и численный состав органов управления жилищно-коммунального хозяйства, восстановить и организовать подготовку оперативно-ремонтного и эксплуатационного персонала на базе учебных центров;
  •  активизировать работу по созданию схем взаимодействия структур, участвующих в устранении аварий при возникновении аварийных ситуаций, обеспечению консолидированных материально-технических запасов, проведению тренировочных учений;
  •  завершить инвентаризацию технического состояния систем и объектов ЖКХ, обеспечить мониторинг подготовки ЖКХ территорий к зиме и представление достоверной информации в вышестоящие органы. При составлении плана мероприятий по подготовке к зиме по возможности использовать современные энергосберегающие технологии.



  • -
    Ramblers Top100Ramblers Top100 СПРАВОЧНИК ПРОЕКТАНТА. Проектирование систем безопасности.