18.02.2014
Письмо в редакцию
Я закрыла свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя - ИП в последние дни 2013 года. Не могу сказать, что всегда хотела заниматься своим делом. Так получилось. Когда тебя находят и заказывают работу, то в итоге надоедает платить за чужую лицензию, а значит - делиться заработанным. Поначалу трудно - не понимаешь, где и что заполнять, кому платить, как оформлять… Потом понемногу разбираешься, и даже появляется радость - могу! Но главное - ощущение свободы, право распоряжаться личным временем, при том, что работаешь в итоге больше, чем раньше у кого-то по найму.
А затем вдруг случается непонятное. Если бы это была твоя ошибка, неудача, неприятность - можно понять, переболеть и пережить. Но когда вот просто так, ни с чего, начинает образовываться вокруг тебя пустота - меньше звонков, встреч, рабочих планов, зажигается тревожная кнопка, что-то не так! И на этом тревожном фоне главная эмоция - несправедливо.
Я занималась проектированием зданий и сооружений. Заказчики - малый и средний бизнес. За тринадцать лет моей деятельности наблюдались такие этапы в изменении деятельности малого и среднего предпринимательства в строительной сфере.
2000-2003 годы - строительные лицензии выдают местные органы. Получить лицензию относительно легко, если есть опыт работы. В то время и появилась масса предпринимателей. Бывшие главные архитекторы и инженеры собирали группы из выживших в 1990-е проектировщиков, у них было еще советское образование и школа. Все осваивают компьютеры и чертежные программы.
2004-2008 годы - строительный бум. Но строительные лицензии выдает уже столица через региональные центры, хотя требования те же. Бурно развивается малый бизнес, открываются цеха, магазины, кафе, офисы. На проекты - чередь. Проектировщики востребованы, приходят и учатся молодые специалисты.
2008-2009 годы – экономич6еский кризис, количество заказов резко уменьшается. Но при этом вводится саморегулирование. Действующие лицензии отменяются. Чтобы вступить в СРО, нужна достаточно большая сумма. Главная эмоция при обсуждении этой новации - несправедливо! В эти годы потеряли право на работу большинство предпринимателей. Кто-то ушел в тень, кто-то вообще сменил работу. Допуск СРО выдается на основании перечня видов работ, который менялся за эти годы несколько раз. В итоге без допуска СРО можно выполнять лишь некоторые разделы строительной тематики, и в моей работе это совсем незначительная часть.
2009-2013 годы - объем работ после кризиса так и не восстановился. СРО все так же остается непосильной финансовой и административной нагрузкой для предпринимателей. Малый бизнес заметно меньше строит. Увеличиваются в два раза страховые взносы. Деятельность ИП становится невыгодной, надежд на изменения в законодательстве нет. Решила, закрываюсь.
Если я когда-нибудь снова стану предпринимателем, придется начинать все сначала. Несмотря на тринадцатилетний опыт. Сначала, потому что правила ведения бизнеса постоянно меняются. Казалось бы, что может быть проще в эпоху интернета - сделать простым до примитивности сайт с пошаговой инструкцией как зарегистрировать бизнес, какие налоги и в какой срок платить. Все маленькие, если их научить держать ложку, вырастут большими. Но пока они маленькие, их надо не ругать, а надо помогать им. У нас все наоборот...
Помню очереди в налоговой на ежеквартальную подачу деклараций. Стоишь час, подаешь в окошко декларацию, потом нужно еще приложить дискету, где она записана. Но компьютер у них завис, дискету не читает, а форма декларации поменялась. И ты один на один с этим страшным окошком, от которого зависят твои планы, твое время, твое спокойствие, твой бизнес.
Правила ведения бухучета таковы, что самому не справиться, нужно нанимать бухгалтера. Я лично готова платить только за то, чтобы по договору бухгалтер брал на себя все налоговые проверки, включая общение с инспектором и предоставление ему документов. Хотя, на мой взгляд, микробизнес вообще нужно освободить от подобных вещей.
Не так давно стою в очереди в налоговой инспекции. Впереди молодая женщина, спрашивает документы на закрытие ИП. Сотрудница молча подает ей памятку со списком документов. Первым в списке значится Свидетельство ЕГРИП. Она говорит: а я его не получала. Вопрос: а как вы работали??? Она: я не работала, и не отчитывалась. Так получилось, что оформила ИП три года назад, но не работала. Сотрудница закрывает окно и уходит советоваться. Стоим. Я говорю ей, представляете, сколько вам сейчас насчитают за три года взносов - тысяч сорок. Она с таким отчаянием - так уже насчитали! Оказалось, что оформила ИП, родила, уехала, через три года вышла на работу, ее тут же нашли и через суд начали высчитывать долг по страховым взносам. За это время - ни письма, ни напоминания, ни разъяснения. Могу - не могу, болею или работаю, прибыль или убыток, но если ты предприниматель, обязан каждый месяц платить налог. А если не платишь, на тебя есть суд. При том, что все ИП знают - ты все равно зарабатываешь только минимальную пенсию.
Все мои знакомые предприниматели не желают подобной судьбы своим детям. Богатые отправляют детей учиться за границу в тайной надежде, что они там приживутся. Те, что живут в мегаполисах, пытаются устроить детей в крупные фирмы, в идеале – в госкорпорации. Ну а те, кому судьба жить и работать в маленьких городах, поневоле берут на работу детей к себе, причем без особой надежды на приумножение бизнеса - уж слишком все завязано на личные связи. А значит ненадежно, непрочно.
Пока оформляла бумаги на закрытие своего бизнеса, встретила знакомого. Он закрыл ИП еще пару лет назад. Говорит, я давно понял, что если ты предприниматель, значит, виноват, значит, где-нибудь нарушаешь, не доплачиваешь, скрываешь... Даже если хочешь работать честно. Такое вот отношение у проверяющих. А система ведения бизнеса настолько сложна и непостоянна, что нарушать можно, даже не зная об этом. Мне всегда было интересно, зачем так часто меняют бланки отчетности? Не успеешь в одном разобраться, как уже новая форма. Или код бюджетной классификации - длинный ряд цифр, в котором каждый год хоть одна цифра да меняется. Видимо, кому-то в Минфине заняться нечем, вот и придумывает для имитации своей деятельности никому ненужные изменения в бланках отчетности. Предусмотреть все эти изменения предпринимателям невозможно. Это может знать только профессиональный бухгалтер, а значит, нужны дополнительные траты на его услуги.
На этом фоне просто сказками кажутся рассказы про то, как ведут бизнес за границей бывшие наши соотечественники. Пожарный надзор проверяет там магазин предпринимателя для того, чтобы вовремя заменить огнетушитель, у которого заканчивается срок годности. Или налоговый инспектор, который бесплатно и подробно объясняет и помогает посчитать и заплатить налог.
У нас же, к примеру, в торговле для малого бизнеса без конца меняют правила ведения кассы - то нужен кассовый аппарат, то не нужен. Всевозможные сертификаты и наклейки, накладные и чеки. Обязательное наличие соответствующей аптечки, требуемые квадратные метры на одно рабочее место, иначе штраф. Периодически принимаются законы по декларациям, например, по пожарной классификации, которую нужно рассчитать, заполнить и сдать соответствующим органам. Не можешь сделать расчет сам - заплати за услугу. Причем нововведение бывает актуально примерно полгода, затем все отчитываются и забывают. Для чего это делалось, какой эффект от подобных затрат бизнеса? Может быть, все это делается в интересах коррупционеров, с которыми хотят бороться?
Много пишут о том, что процедура получения разрешения на строительство - сама по себе тормоз всякого развития. Это на самом деле так. Недавний пример: магазин, переделанный из деревянного деревенского дома. Собственник, ИП, пристроила к дому комнату 9 кв. м, где разместила печь для отопления. Недавно решила продать магазин. Земля в собственности, но пристройка незаконна. Пришлось сделать проект, при этом затребовали пандус для инвалидов, цветной фасад магазина, схему планировки, план сетей, топографический план участка. На проектирование и согласования ушло четыре месяца, и были потрачены десятки тысяч рублей. Так положено по закону.
Законы принимаются с завидной регулярностью. Видимо мегастройки последних лет давали работу не только строителям. Требования к составу проектной документации расширяются, все большим становится перечень описаний и обоснований, и все меньше требуется технических решений. Но беда в том, что требования едины ко всем. То есть проект сельского магазина должен содержать те же разделы, что и проект большого здания по госзаказу. И малый бизнес вынужден платить за ту часть проекта, которая ему не нужна, иначе не получит разрешения.
Еще пример: ИП обращается в местную администрацию за разрешением на строительство жилого дома. Ему копируют абзац из Градостроительного кодекса в части требований. Поскольку требования обширны и неконкретны, то, по странному стечению обстоятельств, образцовый проект в полном соответствии требованиям делают только в соседнем кабинете, куда ненавязчиво рекомендуют обратиться.
В идеале быть предпринимателем - значит организовать свой труд так, чтобы непосредственно организация предпринимательства, как способ взаимоотношения с государством, не отнимала много времени и сил. Это значит, чтобы основная энергия тратилась на то, как лучше, быстрее и качественнее продать, произвести, оказать услугу. Чтобы было как можно проще открыть или закрыть свое дело, чтобы учет доходов был один раз в год, как и уплата налога с него. Чтобы усилия госорганов были направлены на помощь в учете и оплате результатов твоего труда, а не на тотальный и бессмысленный контроль за каждым твоим шагом. Чтобы размер налога соответствовал полученной прибыли. Чтобы каждый, кто занимается своим делом, знал, что вся его прибыль зависит только от его личных качеств, от умения хорошо работать, а не от воли проверяющих и контролирующих. Но это в идеале. На деле же никто не хочет больше преодолевать придуманные чиновниками героические трудности, в частности, и я тоже.
Кто-то уходит на работу по найму, кто-то уходит в «тень», кто-то ушел по возрасту на пенсию, хотя еще полон сил… Из малого и среднего бизнеса уходит целое поколение тех, кто когда-то поверил государству и в свои силы. Поэтому не случился чей-то маленький семейный бизнес, который потом можно было бы передать другому поколению, и поэтому прерывается, так и не возникнув, семейная традиция… Да и казна лишается при этом немалых доходов.
С уважением,
Наталья Дерюшкина
От редакции
В прошлом году прекратили свою деятельность 100 тысяч индивидуальных предпринимателей. В январе этого года еще 10 тысяч. Почему же в правительстве не нашлось ни одного чиновника из тех, кому поручено отвечать за экономику, кто озаботился бы трагической ситуацией в малом бизнесе? За что же они получают заработную плату?http://www.promved.ru/next/article/?id=2583