О сайте | Контакты Реклама на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Все... Защитная одежда Огнетушители Защита дыхания Пожарная техника (ПТВ) Пожарная автоматика ГПС МЧС
СОДЕРЖАНИЕ  


Повышение эффективности применения сил и средств ГПС при тушении крупных пожаров и предотвращение гибели и травматизма личного состава...

Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама

"Повышение эффективности применения сил и средств
Государственной противопожарной службы при тушении крупных пожаров и предотвращение гибели и травматизма личного состава при тушении пожаров"



Первый заместитель начальника Академии ГПС МЧС России
генерал-майор внутренней службы М.М. Верзилин






Эффективное использование сил и средств ГПС при тушении крупных пожаров обуславливается, на мой взгляд, целым рядом факторов, в том числе:

во-первых: наличием и достаточностью сил и средств пожарной охраны в городах и населенных пунктах и рациональной их дислокацией;

во-вторых: состоянием предварительного планирования действий по тушению пожаров;

в-третьих: организацией управления силами как в повседневном режиме, так и на пожарах;

в-четвертых: уровнем подготовки личного состава.


Что касается первой позиции, то необходимо обосновать требуемое городу число пожарных депо и техники всех типов.

Основной принцип функционирования службы заключается в том, чтобы в любой момент времени на возникшее в городе чрезвычайное происшествие, в том числе пожар служба должна своевременно отреагировать набором сил и средств, адекватным характеру пожара.

При этом имеется два основных ограничения:
  •  прибытие сил и средств к месту вызова должно быть своевременным (т.е. укладываться в допущенные временные интервалы, обусловленные закономерностями развития и уровнем риска пожара и др. ЧС);
  •  общее количество сил и средств в городе должно быть экономически оправданным, т.е. соответствовать приемлемому уровню риска, заданному для конкретного города.

  • Чтобы удовлетворять этим требованиям необходимо уметь оценивать общий объем работы подразделений города, тенденции его изменения во времени, а также знать основные параметры и закономерности функционирования подразделений.

    Эта проблема достаточно сложна, а ее решение всегда будет представлять определенный компромисс, учитывающий и согласовывающий различные интересы субъектов системы обеспечения безопасности города.

    Методики решения данной проблемы, в том числе обоснования числа пожарно-спасательных депо, пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, проектирование структур органов управления с учетом расширяющихся функций имеется в Академии ГПС МЧС России и реализованы на практике.

    Однако необходимо отметить, что многие руководители на местах не понимают, что внедрение указанных методик может послужить хорошим подспорьем при решении организационных вопросов в администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.


    Составление документов предварительного планирования.

    В настоящее время моделирование нештатных ситуаций и пожаров на особо важных и сложных объектах и составление, на этой основе, документов предварительного планирования боевых действий пожарно-спасательных подразделений и других формирований выполняется согласно Закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. №69-ФЗ, ст. 21 и "Временного порядка составления документов предварительного планирования ведения боевых действий по тушению пожаров", (ГУГПС МВД России, 2000 г.). В соответствие с этим документом в каждом гарнизоне пожарной охраны были утверждены соответствующие приказы.

    Однако в Законе строго не определены и законодательно не утверждены исполнители (разработчики планов тушения пожаров) и ответственность лиц за их разработку. Во "Временном порядке составления …" ответственность за организацию составления документов предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров возложена на начальника гарнизона пожарной охраны, т.е. на должностное лицо, которое в нынешних условиях как-то потерялось и четко теперь не обозначено (за исключением Первого управления ГУГПС МЧС России).

    Таким образом, ГПС практически возложила на себя обязанность составления этих документов. Из опыта работы в этом направлении можно сказать, что составление, например, плана пожаротушения, выполненного в соответствии со всеми требованиями нормативных документов, требует определенного уровня знаний и опыта пожаротушения, а также значительных затрат времени. В некоторых пожарных частях оперативных планов и карточек пожаротушения может быть десятки, а то и сотни, и это с учетом необходимости ежегодной их корректировки и доработки, а при отсутствии опытных и подготовленных кадров, эти обстоятельства как раз и диктуют на практике формальное составление этого достаточно важного документа (вспомним Останкинскую телебашню, общежитие МГУ и др.).

    Для качественного составления планов предварительного планирования пожаротушения необходимо возложить ответственность за их разработку на проектировщиков (ведь имеется же требование разработки раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" в проектно-сметных документах на строительство и реконструкцию) или на администрацию действующих объектов. Разработанные планы тушения в обязательном порядке должны утверждаться или согласовываться в противопожарной службе, особенно это важно для объектов с массовым пребыванием людей, представляющим историческую ценность, пожароопасных производственных объектов (в части прогнозирования процессов возникновения и масштабов нештатных ситуаций и их последствий).

    Для составления планов пожаротушения на сложные, уникальные и пожароопасные объекты необходимо привлекать на договорной основе организации, имеющие право выполнять научно-исследовательские работы в области пожарной безопасности.


    Предотвращение гибели и травматизма личного состава при тушении пожаров

    Действующие руководящие нормативные акты по организации тушения пожаров на различных объектах предполагают наступательную тактику ведения боевых действий, даже допускают отступление от установленных требований правил охраны труда и обеспечения безопасности участников тушения пожара. Однако, в настоящее время по целому ряду причин такая тактика не всегда оправдана: возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью пожарных от опасных факторов пожара, отсутствие достоверных сведений об оперативно-тактической характеристике объекта пожара по причине вступления в силу Закона о техническом регулировании, который ограничил доступ пожарных работников для проверки выполнения требований правил пожарной безопасности и охраны труда пожарных - будущих участников тушения пожара, что в конечном итоге может привести к неоправданному риску участников тушения пожаров. Существуют рекомендации ГУГПС, ВНИИПО МВД РФ от 2001 г.: "Тактика действий подразделений пожарной охраны в условиях возможного взрыва газовых баллонов в очаге пожара". В настоящее время назрела необходимость разработки подобного документа, например в условиях возможного обрушения строительных конструкций, или возможного разрушения технологических аппаратов и т.д.

    Наличие подобного документа позволило бы РТП принять правильное, обоснованное, подтверждённое руководящим документом решение на ведение боевых действий с минимальной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара.


    Повышение квалификации преподавателей и слушателей учебных заведений противопожарной службы

    В целях повышения квалификации профессорско-преподавательского и переменного состава учебных заведений противопожарной службы, а также укрепления связей теории и практики пожаротушения необходимо организационное привлечение начсостава (офицеров) специальных кафедр и слушателей (курсантов) для тушения и исследования крупных пожаров в гарнизонах, на территории которых располагается учебное заведение. Целесообразно и важно последующее внедрение в учебный процесс выводов, опыта и итогов такой работы.


    Меры, компенсирующие отступления от нормативных документов пожарной безопасности.

    При разработке мер, компенсирующих отступления от нормативных документов по пожарной безопасности на конкретном объекте, необходимо в обязательном порядке учитывать реальные тактические возможности подразделений на передвижной пожарной технике гарнизона пожарной охраны, на территории которого располагается данный объект.

    При разработке и согласовании технико-экономических обоснований и проектов, технологических регламентов по особо сложным и важным объектам инфраструктуры населенных пунктов; экономики и общества, в обязательном порядке необходимо учитывать не только нормативно-технические требования, а и требования нормативных документов в области подготовки и организации пожаротушения (50-ти этажные здания в Москве, автомобильные тоннели и транспортные путепроводы и т.д.)

    Современные уникальные объекты, в том числе имеющие историческую ценность, должны быть в кратчайшие сроки детально изучены в оперативно тактическом отношении. На основании моделирования пожаров, требований действующих документов и тактических возможностей привлекаемых на тушение подразделений на передвижной пожарной технике, необходимо разработать дополнительные меры для каждого конкретного объекта по активной и пассивной противопожарной защите. По возможности, эти меры должны быть выполнены в кратчайшие сроки.

    Предлагаемые мероприятия должны быть направлены не только на предотвращение возникновения пожара, но и на обеспечение безопасности личного состава при ведении боевых действий по его тушению.

    На каждом уникальном объекте необходимо создание нештатных противопожарных формирований (ДПФ, ДПД, ДПК, объектовая (частная) пожарная охрана), способные решать задачи по тушению пожаров на их начальной стадии (до прибытия сил и средств на передвижной пожарной технике). Создание подразделений, подготовка (переподготовка) сотрудников (работников, членов) должно осуществляться индивидуально для каждого объекта и по индивидуальным программам.

    Создание таких формирований лишь частично решит задачу уменьшения ущерба от пожаров и предотвращения развития до крупных размеров (по причине позднего обнаружения, позднего сообщения, длительности сосредоточения основных сил и средств из-за сложной дорожной обстановки в крупных городах и других причин).


    Интенсивность подачи огнетушащих веществ.

    Для определения необходимого количества сил и средств на тушение практически любого пожара важную роль играет правильность выбора такого исходного параметра тушения пожара, как интенсивность подачи огнетушащих веществ. В настоящее время единственным нормативным документом, определяющим эту величину, являются НПБ 201-96 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования", в котором перечислено всего 21 наименование объектов для выбора нормативной интенсивности. Необходима разработка перечня (табличных) данных для выбора этого параметра тушения, основанного на имеющихся аналитических, практических данных и, при необходимости, научно-исследовательских работах.


    Организация управления силами.

    Одной из эффективных систем оперативного управления силами и средствами особенно при тушении крупных пожаров является применение автоматизированной системы связи и оперативного управления подразделениями пожарной охраны (АССОУПО).

    АССОУПО предназначена для хранения информации о состоянии пожарной техники в гарнизоне; расписаний выездов пожарных подразделений; приема и автоматической регистрации всех видов поступающей информации; автоматизированного анализа поступающей информации и выработки оптимального управленческого решения; автоматической передачи распоряжений пожарным частям; контроля исполнения распоряжений, автоматического отображения оперативной обстановки в городе на электрифицированном светоплане города и ряда других задач.

    С помощью АССОУПО диспетчер центра управления силами (ЦУС) способен выработать оптимальное управленческое решение по составу и количеству сил и средств, привлекаемых к ликвидации крупного пожара и, в автоматизированном режиме, осуществить их высылку к месту пожара.

    Для передачи информации с места пожара на ЦУС РТП должен быть оснащен бортовым ПК (персональный компьютер) с радиомодемом. Бортовой комплекс позволяет РТП вести обмен оперативной информацией с диспетчером ЦУС, в том числе и получать необходимую информацию об опыте тушения подобных пожаров от диспетчера ЦУС.

    При широком использовании новых информационных технологий с целью повышения эффективности принятия управленческих решений РТП и координации работ по тушению крупных пожаров имеются возможности создания автоматизированных систем поддержки принятия управленческих решений должностными лицами. Подобные системы позволяют в экстремальных условиях тушения крупных пожаров даже специалистам средней квалификации в полном объеме использовать накопленный ранее опыт высококвалифицированных профессионалов.

    В настоящее время такая автоматизированная система поддержки принятия решений разрабатывается в Академии ГПС под научным руководством проф. Мешалкина Е.А.

    Одной из подсистем АССОУПО является мобильный комплекс системы видеонаблюдения, который позволяет в реальном масштабе времени передавать на ЦУС видеоинформацию с места крупного пожара или ЧС. Система видеонаблюдения позволяет оценивать и прогнозировать ситуацию и готовить квалифицированное предложение для осуществления тушения крупного пожара.

    Данная система имеется в ГУГПС МЧС России и в конце мая этого года будет продемонстрирована на выставке "Пожарная безопасность 2004".


    Уровень подготовки личного состава.

    Что касается уровня подготовки личного состава и тем более руководителей тушения пожаров, то здесь очень много вопросов.

    Несомненно, что за последнее время было сделано немало. Переработано значительное количество программ подготовки и переподготовки различных должностных категорий. Предусмотрена практическая направленность этих программ. Вместе с тем необходимо сказать, что принципиальных изменений в системе подготовки не произошло. Учебно-материальная база значительно устарела и не отвечает современным требованиям.

    Для профессионалов не секрет, что пожарные и РТП приобретают навыки на практической работе. Но, учитывая текучесть кадров в современных условиях необходимо, чтобы сотрудник окончивший образовательное учреждение, учебное подразделение имел достаточные навыки по тушению пожаров, соответствующую психологическую подготовку.

    У нас есть ТДК, огневые полосы психологической подготовки и даже несмотря на то, что и их не хватает и они не отвечают требования, в т.ч. безопасности, нельзя сказать, что проводимые на них занятия в полном объеме обеспечивает подготовку личного состава к тушению пожаров.

    В настоящее время необходимо внедрять современные тренинговые стационарные и передвижные комплексы, которые обеспечивают одновременно и условия задымления и температуру и главное тушение пожара.

    Такие комплексы давно широко используются за рубежом.

    У нас в стране - передвижная дымокамера.

    В целях экономии топлива и ресурса пожарной техники гораздо реже стала использоваться такая форма тактической подготовки как ПТЗ и ПТУ. Учитывая сложившуюся ситуацию необходимо внедрять компьютерные обучающие программы, чтобы руководители тушения пожаров могли тренироваться по тушению виртуальных пожаров.








    Кстати:
    Порошковый огнетушитель оп-4 класс А,В,С и Е.

    -
    Ramblers Top100Ramblers Top100 СПРАВОЧНИК ПРОЕКТАНТА. Проектирование систем безопасности.