здесь могла быть ваша рекламаОгнетушители с ДОСТАВКОЙ!!здесь могла быть ваша реклама
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫБолее 1000 нормативных документов в разделе ЗАКОНЫ, удобный поиск!
Связаться с Нами0-1.ru  СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК 
| ППБ | НПБ | СНИПы | ГОСТы | РД | ПУЭ | Правовые акты | Лицензирование |
Раздел (тематика) 
Правила пожарной безопасности 
Нормы пожарной безопасности 
СНИП 
ГОСТы 
Руководящие документы 
Правила устройства электроустановок 
Нормативно-правовые акты 
Лицензирование и сертификация 
 
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ на 0-1.ru
Кнопка "ВЫБРАТЬ" позволяет вывести список сразу по нескольким разделам, где поставлены "галки".
Поиск идет по названию и сокращенному названию документа в тех разделах, где проставлены "галки". Если ни один из разделов не помечен, то поиск идет по всем разделам.
В поиске старайтесь использовать корень ключевого слова.
Вывод списка из большого (более 200) числа ссылок занимает некоторое время. Старайтесь сокращать список.

 Издание НЕ официальное [по материалам ВНИИПО]

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УНИЧТОЖЕНИЕ ЗАПАСОВ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
21 марта 1996 г. N 305  (Д)

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу

"Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (далее

именуется - Программа).

2. Утвердить Министерство обороны Российской Федерации государственным заказчиком Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

4. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета предусматривать ежегодно в общем объеме расходов на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений отдельной защищенной позицией ассигнования на финансирование Программы.

Министерству экономики Российской Федерации предусматривать в государственном оборонном заказе объемы работ по реализации Программы на основе заявок, представляемых Министерством обороны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным бюджетом.

5. Установить, что часть средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Программы и направляемых на развитие инфраструктуры регионов, на территории которых будут размещены объекты по уничтожению химического оружия, может передаваться Министерством обороны Российской Федерации непосредственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                                                                          В. Черномырдин

УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

Дата принятия решения о  разработке Программы, дата ее утверждения  (наименование и номер соответствующего нормативного акта) - постановление Правительства Российской Федерации  от 2 июля 1994 г. N 764 и поручение   Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1995 г. N ОС-П7-11758; постановление Правительства  Российской Федерации от 21 марта  1996 г. N 305
Государственный заказчик, директор Программы Министерство обороны Российской Федерации,   директор Программы назначается государственным  заказчиком
Основной разработчик Программы - Министерство обороны Российской Федерации
Цели и задачи  Программы, важнейшие целевые показатели - уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о запрещении разработки,   производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Оздоровление экологической обстановки в районах хранения и уничтожения химического оружия. Снятие социально-психологической напряженности у населения из-за риска длительного хранения химического оружия. Подготовка проектов федеральных законов и иных правовых актов по уничтожению химического оружия
Сроки и этапы реализации Программы - начало реализации Программы - 1995 год.   Окончание реализации Программы - 2009 год.   Первый этап - уничтожение запасов кожно-нарывных отравляющих веществ, хранящихся в емкостях. Второй этап - уничтожение химических боеприпасов артиллерии и авиации в снаряжении фосфорор-ганическими отравляющими веществами, а также люизитом, ипритно-люизитными смесями и фосгеном
Перечень основных  мероприятий Программы - обеспечение безопасности хранения и   уничтожения химического оружия.   Обеспечение охраны окружающей среды и здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего в районах размещения таких объектов. Развитие инфраструктуры регионов размещения объектов по уничтожению химического оружия. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области химического разоружения. Создание объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов, обеспечение их специально подготовленными кадрами. Эксплуатация объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов. Реализация федеральных законов и иных правовых актов по уничтожению химического оружия. Международное сотрудничество в области уничтожения химического оружия. Обеспечение готовности объектов по хранению и уничтожению химического оружия к международным инспекциям. Информационное обеспечение проблемы уничтожения химического оружия
Исполнители основных мероприятий Программы - Министерство обороны Российской Федерации   Комитет Российской Федерации по химической и   нефтехимической промышленности Государственный  комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Федеральное управление специального строительства при Правительстве Российской Федерации Правительство Удмуртской Республики администрации Брянской, Кировской, Курганской, Пензенской и Саратовской областей
Объемы и источники  финансирования Программы - общий объем финансирования Программы - 16,6 трлн. рублей. Источник финансирования -   федеральный бюджет (возврат финансовых   средств в федеральный бюджет от утилизации продуктов, образующихся в результате уничтожения химического оружия - 1,7 трлн. рублей)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - выполнение Российской Федерацией международных  обязательств по ликвидации химического оружия.  Комплексное экологическое,  санитарно-гигиеническое и медицинское  обследование районов уничтожения химического оружия. Ликвидация опасности для проживания людей в районах расположения объектов по хранению химического оружия. Участие населения регионов в работах, связанных с выполнением мероприятий по уничтожению химического оружия. Использование производственного, научно-технического и интеллектуального потенциалов организаций и предприятий,имеющих опыт работы с химическим оружием. Утилизация продуктов, образующихся в результате уничтожения химического оружия
Система организации контроля за исполнением Программы - ведомственный контроль за реализацией   Программы осуществляет Министерство обороны   Российской Федерации.  Экспертные проверки хода реализации  Программы осуществляет Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Контроль за выполнением федеральными органами исполнительной власти работ по подготовке к уничтожению химического оружия, национальный и международный контроль за уничтожением запасов химического оружия организует и обеспечивает Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации

Введение

В январе 1993 г. Российской Федерацией подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее именуется - Конвенция).

В целях выполнения международных обязательств в области химического разоружения разработана федеральная целевая программа Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации (далее именуется-Программа).

Приоритетами Программы являются:

опережающее развитие социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия;

обеспечение безопасности процесса уничтожения химического оружия;

защита и оздоровление окружающей среды;

обеспечение минимальных бюджетных затрат на реализацию Программы.

Достижение приоритетов Программы осуществляется:

разработкой безопасных, экологически чистых и экономически приемлемых технологий уничтожения химического оружия;

созданием специально спроектированных и оснащенных объектов по уничтожению химического оружия в регионах его хранения;

созданием высокоэффективных и надежных систем мониторинга окружающей среды, здоровья обслуживающего персонала и населения в местах уничтожения.

Программа имеет четко выраженную целевую направленность и характеризуется конечными результатами, достаточными для решения проблемы уничтожения химического оружия в Российской Федерации.

Основанием для разработки Программы являются Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 1995 г. N 314 О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения, постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 г. N 764 Об утверждении плана первоочередных мероприятий по подготовке Российской Федерации к ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, поручение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1995 г. N ОС-П7-11758.

1. Содержание проблемы

Накопленные в различных странах запасы химического оружия как одного из видов оружия массового поражения представляют серьезную опасность всему живому на Земле.

Проблема уничтожения химического оружия в Российской Федерации определяется прежде всего наличием его больших запасов, хранящихся в семи арсеналах.

Химическое оружие характеризуется различными типами отравляющих веществ и способами их хранения, а также наличием разнообразных калибров и номенклатуры химических боеприпасов. В связи с невозможностью создания универсальной технологии для ликвидации различных типов отравляющих веществ и химических боеприпасов должны быть разработаны оригинальные технологии их уничтожения.

Конвенцией определены конкретные сроки начала и окончания процесса уничтожения химического оружия, общая продолжительность которого составляет 10 лет с момента вступления Конвенции в силу.

Проблема ликвидации химического оружия в стране осложняется финансово-экономическими трудностями, негативным отношением общественности регионов хранения химического оружия к его уничтожению на своих территориях, а также сохранением социальной напряженности в регионах при длительном хранении этого оружия.

Накопленный опыт подготовительной работы по проблеме уничтожения химического оружия в Российской Федерации требует комплексного подхода к ее решению с учетом военно-политических, социально-экономических и психологических аспектов государственной деятельности.

Запасы химического оружия в Российской Федерации включают химические боеприпасы в снаряжении отравляющими веществами, а также отравляющие вещества, хранящиеся в емкостях. Суммарное количество химического оружия по весу отравляющих веществ составляет около 40 тыс.тонн. Распределение запасов химического оружия по способу хранения представлено в таблице 1, а по местам хранения - в таблице 2.

Таблица 1

Распределение запасов химического оружия по способу хранения (в процентах)

Тип отравляющего

вещества

В корпусах

боеприпасов и

устройствах

В емкостях
Виикс 100 -
Зарин 100 -
Зоман 100 -
Иприт - 100
Люизит 2 98
Ипритно-люизитные смеси 40 60
Фосген 100 -

Таблица 2

Распределение запасов химического оружия по местам хранения

Место хранения Объем запаса (в процентах) Тип отравляющих веществ
Виикс Зарин Зоман Иприт Люизит Ипритно-люизитные смеси Фосген
г. Камбарка Удмуртской Республики 15,9 - - - - + - -
пос. Горный Саратовской области 2,9 - - - + + + -
пос. Кизнер Удмуртской Республики 14,2 + + + - + - -
пос. Марадыковский Кировской области 17,4 + + + - + - -
г. Почеп Брянской области 18,8 + + + - - - -
пос. Леонидовка Пензенской области 17,2 + + + - - - -
г. Щучье Курганской области 13,6 + + + - - - +

В арсеналах Министерства обороны Российской Федерации хранятся химические боеприпасы различных годов изготовления. После истечения гарантийных сроков хранения требуется обследование технического состояния, определение возможности их дальнейшего безопасного хранения силами специализированных предприятий промышленности и соответствующее финансирование таких работ.

Наряду с обычными химическими боеприпасами в арсеналах Министерства обороны Российской Федерации хранятся также боеприпасы сложной конструкции, которые перед уничтожением требуют разборки в специализированных заводских условиях. Для уничтожения или утилизации составных частей таких боеприпасов необходима разработка промышленных технологий, проектирование и изготовление специальной оснастки и создание соответствующих производственных мощностей в составе объектов по уничтожению химического оружия.

2. Цель Программы

Главной целью Программы является уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации в соответствии с Конвенцией, оздоровление экологической обстановки в районах хранения и уничтожения химического оружия и снятие социально-психологической напряженности у населения в этих районах из-за риска длительного хранения этого оружия.

3. Система программных мероприятий

Сроки и этапы реализации Программы

Программа определяет объемы, порядок и последовательность уничтожения запасов химического оружия по типам отравляющих веществ и боеприпасов.

Уничтожение химического оружия будет осуществляться в соответствии с требованиями статьи IV Конвенции и части IV Приложения по проверке Конвенции.

Химическое оружие в Российской Федерации будет уничтожаться в районах его хранения на создаваемых специально для этих целей объектах.

Российская Федерация должна уничтожить свои запасы химического оружия в соответствии со следующими сроками:

не позднее чем через два года после вступления в силу Конвенции завершается опробование первого объекта по уничтожению;

не позднее чем через три года после вступления в силу Конвенции уничтожается не менее 1 процента химического оружия;

не позднее чем через пять лет после вступления в силу Конвенции уничтожается не менее 20 процентов химического оружия;

не позднее чем через семь лет после вступления в силу Конвенции уничтожается не менее 45 процентов химического оружия;

не позднее чем через десять лет после вступления в силу Конвенции уничтожается все химическое оружие.

Планируемые сроки и объемы уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации при условии вступления Конвенции в силу в 1996 году приведены в таблице 3.

Таблица 3

Планируемые сроки и объемы уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации (тыс. тонн)

Всего Объемы уничтожаемого химического оружия 1996-2005 годы
1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
40 - - 0,11 0,31 2,4 6,09 9,19 10,2 8,03 3,67

Уничтожение запасов химического оружия предусматривается проводить поэтапно.

В первую очередь подлежат уничтожению запасы кожно-нарывных отравляющих веществ (иприт, люизит и их смеси), хранящихся в емкостях.

Эти запасы составляют 7,5 тыс. тонн, или 18,8 процента суммарного количества химического оружия по весу отравляющих веществ. Уничтожение и утилизация запасов кожно-нарывных отравляющих веществ будут проводиться на двух объектах по уничтожению химического оружия, создаваемых в регионах их хранения в Камбарском районе Удмуртской Республики и пос. Горный Саратовской области, общей мощностью 1850 тонн отравляющих веществ в год.

Создание этих объектов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. N 1470 Об организации работ по созданию объекта по уничтожению запасов отравляющих веществ, хранящихся на территории Саратовской области и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г. N 289 Об организации работ по уничтожению запасов люизита, хранящихся на территории Камбарского района Удмуртской Республики.

При этом опробование объекта в пос. Горный Саратовской области будет проводиться в 1998 году, а уничтожение запасов отравляющих веществ - в период с 1999 года по 2002 год. Опробование объекта, расположенного в Камбарском районе Удмуртской Республики, будет осуществлено в 2000 году, а уничтожение запасов отравляющих веществ - в период с 2001 года по 2005 год.

Во вторую очередь подлежат уничтожению химические боеприпасы в снаряжении фосфорорганическими отравляющими веществами, а также люизитом, ипритно-люизитными смесями и фосгеном.

Запасы этих видов химического оружия составляют 32,5 тыс. тонн, или 81,2 процента суммарного количества химического оружия по весу отравляющих веществ.

Уничтожение химических боеприпасов ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск будет проводиться на двух объектах, создаваемых в регионах их хранения в г. Щучье Курганской области и пос. Кизнер Удмуртской Республики, общей мощностью 2700 тонн отравляющих веществ в год.

Уничтожение химических боеприпасов авиации будет проводиться на трех объектах, создаваемых в регионах их хранения в пос. Марадыковский Кировской области, пос.Леонидовка Пензенской области и г. Почеп Брянской области, общей мощностью 6000 тонн отравляющих веществ в год.

Создание объектов по уничтожению химических боеприпасов будет осуществляться параллельно с созданием объектов по уничтожению запасов кожно-нарывных отравляющих веществ, хранящихся в емкостях, по мере выбора конкретных мест их размещения, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объекты по уничтожению химических боеприпасов будут создаваться на основании соответствующих решений Правительства Российской Федерации для каждого из регионов их хранения. Уничтожение начнется через четыре года после вступления Конвенции в силу и завершится в 2005 году.

В течение четырех лет после окончания уничтожения химического оружия проводятся работы, связанные с выведением объектов по уничтожению из эксплуатации, дегазацией технологического оборудования, санацией мест размещения, эксплуатацией полигонов захоронения твердых отходов.

Реализация Программы начинается с осуществления подготовительных мероприятий в 1995 году, завершается в 2009 году и продолжается в течение 15 лет.

Подготовка проектов федеральных законов и иных правовых актов по уничтожению запасов химического оружия

Федеральные законы и иные правовые акты по уничтожению запасов химического оружия призваны регламентировать процесс химического разоружения в Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции и защитить права всех категорий граждан, привлекаемых для уничтожения химического оружия, в том числе и населения, проживающего в районах размещения объектов по хранению и уничтожению такого оружия.

Предусматривается принятие федерального закона Об уничтожении химического оружия, который направлен на обеспечение выполнения работ по ликвидации химического оружия при соблюдении безопасности граждан и защиты окружающей среды и предусматривает разграничение компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области уничтожения химического оружия.

Для осуществления социальной политики государства в ходе подготовки к уничтожению химического оружия и в процессе реализации Программы предусматривается разработка проектов федеральных законов о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, о возмещении ущерба, причиненного при возникновении аварий на объектах по хранению и уничтожению химического оружия.

Исполнители, порядок и сроки разработки проектов этих законов определяются Правительством Российской Федерации.

Наличие необходимых федеральных законов и иных правовых актов позволит решить многие проблемы при размещении объектов по уничтожению химического оружия и ликвидации его запасов и выполнить международные обязательства в области уничтожения химического оружия.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Для решения основных задач Программы и достижения главной ее цели предусматривается выполнение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также научно-техническое сопровождение процесса создания и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия.

Работы проводятся по следующим направлениям:

доработка и совершенствование технологий и технологического оборудования для уничтожения фосфорорганических отравляющих веществ, люизита, иприта, ипритно-люизитных смесей и фосгена;

разработка технологий и технологического оборудования для разборки боеприпасов сложной конструкции;

разработка технологий утилизации комплектов химических боеприпасов;

разработка технологий ликвидации могильника с адамситом;

разработка методов и средств обеспечения технической и пожарной безопасности уничтожения химического оружия;

разработка биотехнологических методов очистки сточных вод, зараженных отравляющими веществами и продуктами их детоксикации;

разработка систем, методов и технических средств мониторинга окружающей среды при уничтожении химического оружия;

разработка методов и средств медицинского обеспечения персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего в районах их размещения;

разработка методов обеспечения экологической безопасности уничтожения химического оружия;

разработка методов и средств обеспечения безопасной транспортировки химического оружия;

разработка методов и средств обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях на объектах по уничтожению химического оружия;

информационное обеспечение проблемы уничтожения химического оружия.

К выполнению этих работ привлекаются ведущие научные организации Министерства обороны Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, а также других федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, регионов хранения химического оружия и высшие учебные заведения Российской Федерации, имеющие отношение к решению проблемы уничтожения химического оружия.

Создание технической базы уничтожения запасов химического оружия

Задачами создания технической базы уничтожения запасов химического оружия являются:

выбор и согласование конкретных мест размещения объектов по уничтожению химического оружия;

выбор на конкурсной основе экологически чистых, безопасных и экономически приемлемых технологий уничтожения химического оружия и утилизации реакционных масс;

проектирование и строительство опытно-промышленных установок для опробования и отработки технологий уничтожения химического оружия и получения исходных данных для проектирования промышленных объектов;

создание необходимых промышленных мощностей по изготовлению оборудования для промышленной реализации выбранных технологий уничтожения химического оружия;

проектирование и строительство объектов по уничтожению химического оружия;

проведение комплексных опробований объектов по уничтожению химического оружия.

Техническая база уничтожения химического оружия включает в себя опытно-промышленные установки для отработки технологий и получения исходных данных для проектирования промышленных объектов, 7 объектов по уничтожению химического оружия и 7 полигонов захоронения твердых отходов, а также обеспечивающие объекты, включая промышленные мощности по изготовлению оборудования.

Объект по уничтожению химического оружия включает в себя промышленную, административно-хозяйственную и жилую зоны.

По своему составу техническая база уничтожения химического оружия для конкретных мест ее размещения будет практически одинакова, с некоторыми отличиями в количестве сооружений промышленной зоны из-за различий по типам отравляющих веществ и химических боеприпасов. Так, в местах хранения боеприпасов сложной конструкции техническая база будет включать специальные промышленные сооружения по взрывобезопасной разборке и уничтожению их составных частей.

При создании технической базы учитывается возможность использования производственного, научно-технического и интеллектуального потенциалов организаций и предприятий, ранее имевших отношение к химическому оружию.

Прием в эксплуатацию объектов по уничтожению химического оружия будет осуществляться государственной комиссией по результатам комплексных опробований .

Безопасность хранения и уничтожения запасов химического оружия Задачами обеспечения безопасности хранения и уничтожения химического оружия являются:

проведение комплексной оценки аварийной опасности объектов по уничтожению химического оружия;

организация мониторинга загрязнителей окружающей среды;

обеспечение технической безопасности уничтожения химического оружия;

обеспечение пожарной безопасности уничтожения химического оружия;

обеспечение экологической безопасности уничтожения химического оружия;

разработка систем чрезвычайного реагирования на объектах по уничтожению химического оружия;

обеспечение индивидуальными средствами защиты персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения при возникновении аварийных ситуаций;

локализация и ликвидация последствий возможных аварий на объектах по уничтожению химического оружия;

организация системы охраны объектов по уничтожению химического оружия;

организация системы материально-технического обеспечения безопасности объектов по уничтожению химического оружия;

создание локальных систем оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах по уничтожению химического оружия и в зонах защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия.

Обеспечение безопасности персонала, населения и окружающей среды является одним из важнейших программных мероприятий в решении проблемы уничтожения химического оружия.

Охрана окружающей среды

Задачами охраны окружающей среды являются:

надзор за разработкой и созданием экологически чистых технологий и объектов по уничтожению химического оружия;

разработка и утверждение экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

оценка фонового состояния окружающей среды.

Охрана окружающей среды при уничтожении химического оружия осуществляется на всех этапах создания технической базы и после завершения процесса уничтожения.

Основными мероприятиями охраны окружающей среды являются: экологическая экспертиза предпроектной и проектной документации

на строительство объектов по уничтожению химического оружия; определение мест размещения полигонов захоронения твердых отходов, образующихся при уничтожении химического оружия;

создание необходимой технической базы для проведения комплексной оценки фонового состояния экосистем в местах строительства объектов по уничтожению химического оружия;

определение биологических тест-систем, чувствительных к загрязнителям, образующимся при уничтожении химического оружия;

проведение динамического контроля за состоянием тест-систем в процессе эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия и после прекращения их функционирования;

разработка и утверждение лимитов на использование природных ресурсов для обеспечения уничтожения химического оружия;

проведение экологического мониторинга на объектах по уничтожению химического оружия;

проведение государственного контроля за охраной окружающей среды и соблюдением норм экологической безопасности.

Обеспечение и выполнение природоохранных мероприятий осуществляются предприятиями и организациями Министерства обороны

Российской Федерации. Контроль за выполнением указанных мероприятий осуществляется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами.

Охрана здоровья персонала объектов по уничтожению запасов химического оружия и населения, проживающего в районах их размещения

Задачами охраны здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего в районах их размещения, являются:

проведение государственного санитарного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по

уничтожению химического оружия;

разработка и утверждение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов для производственных помещений, окружающей среды и территорий вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при разработке технологий и создании объектов по уничтожению химического оружия;

разработка и осуществление мероприятий по контролю за состоянием здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего в районах размещения таких объектов, при создании и функционировании указанных объектов и после завершения уничтожения химического оружия;

медицинское обслуживание работников объектов по уничтожению химического оружия, поликлиническое консультативно-диагностическое обслуживание граждан, проживающих на территории зон наблюдения вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

разработка и осуществление мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим при возникновении аварийных ситуаций на объектах по уничтожению химического оружия, создание материально-технической базы для оказания такой помощи.

Охрана здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего в районах их размещения, обеспечивается проведением санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических и лечебно-профилактических мероприятий в течение всего процесса уничтожения химического оружия и после его завершения.

Основными мероприятиями охраны здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего в районах их размещения, являются:

проведение предварительных медицинских осмотров при приеме на работу эксплуатационного и обслуживающего персонала для объектов по уничтожению химического оружия;

контроль за состоянием здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия, проведение ежегодных периодических медицинских осмотров и диспансеризации, организация санаторно-курортного лечения;

обоснование комплекса медико-биологических критериев оценки состояния здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения;

разработка и утверждение инструктивно-методической документации по клинике, диагностике и лечению острых и хронических поражений отравляющими веществами;

разработка новых и использование существующих средств антидотной терапии, медикаментозных средств и пищевых добавок для повышения устойчивости организма человека к воздействию отравляющих веществ и других загрязнителей;

оказание скорой медицинской помощи при общесоматических заболеваниях и острых поражениях отравляющими веществами, лечение и реабилитация пострадавших в результате возникновения аварийных ситуаций;

исследование фонового состояния здоровья населения, проживающего на территории зон наблюдения вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия, и динамический контроль за его изменением.

Обеспечение и выполнение мероприятий по охране здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего в районах их размещения, осуществляются Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем), Министерством обороны Российской Федерации (Главное военно-медицинское управление), Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, центрами госсанэпиднадзора.

Развитие инфраструктуры регионов размещения объектов по уничтожению запасов химического оружия

Задачами развития инфраструктуры регионов размещения объектов по уничтожению запасов химического оружия являются:

реконструкция и строительство инженерных и дорожно-транспортных коммуникаций;

развитие социальной инфраструктуры.

Программой предусматривается осуществлять развитие инфраструктуры регионов, на территории которых будут размещены объекты по уничтожению химического оружия, опережающими темпами. Перечень объектов социальной инфраструктуры и инженерных коммуникаций, сроки их строительства и ввода в эксплуатацию определяются технико-экономическими обоснованиями строительства объектов по уничтожению химического оружия.

Подготовка кадров

Задачами обеспечения объектов по уничтожению химического оружия специально подготовленными кадрами являются:

определение перечня высших и средних учебных заведений для подготовки кадров;

определение перечня специальностей;

разработка учебных программ по специальностям;

создание учебно-лабораторной базы в учебных заведениях;

оснащение и переоборудование учебно-тренировочного центра в г. Чапаевск Самарской области в интересах практической подготовки кадров для объектов по уничтожению химического оружия.

Эксплуатация, обслуживание и охрана объектов по уничтожению химического оружия, ликвидация возможных последствий возникновения нештатных ситуаций, контроль за состоянием окружающей среды и здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего вблизи таких объектов, требуют подготовки высококвалифицированных кадров.

Система подготовки кадров для объектов по уничтожению химического оружия ориентирована на подготовку руководящего персонала, инженерно-технических работников и рабочих основных стадий технологического процесса уничтожения химического оружия, а также медицинского персонала, специалистов-экологов и специалистов по ликвидации последствий аварийных ситуаций.

Подготовка специалистов этих профилей осуществляется на базе высших и средних учебных заведений и институтов повышения квалификации Министерства обороны Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, а также других привлекаемых к уничтожению химического оружия федеральных органов исполнительной власти.

Подготовка кадров осуществляется по специальным программам, предусматривающим углубленное изучение технологических процессов уничтожения химического оружия с учетом специфики объектов по хранению и уничтожению такого оружия. Указанные программы разрабатываются соответствующими учебными заведениями.

Для практической подготовки персонала по эксплуатации и обслуживанию объектов по уничтожению химического оружия используются учебно-тренировочный центр в г.Чапаевск Самарской области, лабораторно-технические и полевые базы учебных заведений, а также опытно-промышленные установки.

Информационное обеспечение

Задачами информационного обеспечения являются:

формирование позитивного отношения населения и общественных объединений к проблеме уничтожения запасов химического оружия;

информирование населения и общественных организаций по вопросам обеспечения безопасности и защиты окружающей среды в процессе хранения и уничтожения химического оружия;

информирование общественности регионов по вопросам выбора технологий уничтожения химического оружия, организации проектирования и строительства объектов по уничтожению химического оружия и развития социальной инфраструктуры;

взаимодействие со средствами массовой информации регионов хранения и уничтожения химического оружия.

Информационное обеспечение осуществляется постоянно в течение всего периода подготовки и уничтожения химического оружия в Российской Федерации и является неотъемлемой частью управления программой.

Мероприятия по формированию позитивного отношения населения и общественных объединений к проблемам химического разоружения осуществляет Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации.

Мероприятия по информированию населения и общественных объединений по вопросам обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды при проведении работ с химическим оружием в местах его хранения и уничтожения, выбора технологий, организации проектирования и строительства объектов по уничтожению химического оружия проводит Министерство обороны Российской Федерации.

В осуществлении указанных мероприятий участвуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информирование населения регионов хранения химического оружия и соседних с ними субъектов Российской Федерации, международной и российской общественности осуществляется через средства массовой информации, а также путем выпуска тематических номеров научных журналов, памяток для населения по проблемам химического разоружения, проведения встреч, конференций, семинаров, симпозиумов, в том числе в регионах хранения и уничтожения химического оружия.

Международное сотрудничество

Международное сотрудничество предполагает международную кооперацию в реализации обязательств по уничтожению химического оружия, оказание Российской Федерации международной помощи и направлено на использование зарубежного опыта в реализации российских программ, снижение финансовых затрат, а также создание благоприятного внешнеполитического климата для выполнения положений Конвенции.

Соглашения о содействии Российской Федерации в уничтожении химического оружия могут предусматривать осуществление следующих мероприятий:

оценку и международную экспертизу зарубежных и отечественных методов уничтожения химического оружия, предусматривающих проведение совместных экспериментов, создание опытно-промышленных установок с целью отработки технологий, демонстрации общественности и населению безопасности работы этих установок;

разработку, изготовление и поставку технологического и другого оборудования, приборов и систем мониторинга для создаваемых опытно-промышленных установок и объектов по уничтожению химического оружия, а также поставку оборудования для аналитических лабораторий;

разработку систем безопасности для объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

подготовку кадров для объектов по уничтожению химического оружия и контроля за процессом уничтожения.

Такое сотрудничество осуществляется на основе двусторонних или многосторонних договоренностей.

Перспективные направления международного сотрудничества могут уточняться в ходе реализации Программы.

4. Финансирование Программы

Финансовые потребности на реализацию Программы определены на: обеспечение безопасности при уничтожении химического оружия; выполнение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области химического разоружения; создание объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов;

эксплуатацию объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов;

реализацию федеральных законов по проблеме уничтожения химического оружия;

обеспечение готовности объектов по хранению и уничтожению химического оружия к международным инспекциям;

прочие расходы, к которым отнесены затраты на отвод земель под строительство объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов, реконструкцию подъездных путей и транспортировку химического оружия, подготовку кадров, комплексное медико-санитарное и экологическое обследование территорий вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия, медико-санитарное обеспечение, содержание необходимых организационно-штатных структур, развитие инфраструктуры регионов, санацию мест уничтожения химического оружия, обеспечение средствами защиты персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего в регионах их размещения.

Статьи расходов и объем финансирования работ по уничтожению химического оружия (в ценах на 1 января 1995 г.) приведены в таблице 4.

Таблица 4

Статьи расходов и объем финансирования работ по уничтожению запасов химического оружия

Статьи расходов Продолжительность финансирования Общий объем финансирования (млрд. рублей) Объем финансирования (в ценах   на 1  января 1995 года),  в млрд рублей
1995 год 1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000- 2005 годы 2006- 2009 годы
Обеспечение  безопасности при уничтожении химического оружия 15 лет 300,4 2,7   6,4 60,9 38,3 37,3 145,8   9
Выполнение научноисследовательских и опытно - конструкторских работ в области уничтожения химического оружия 6 лет 480,9 28,5   20,1 210,3 108,4 78,2 35,4   -
Создание объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходоввсего   2876,6              
в том числе:
строительство объектов по уничтожению химического оружия 15 лет 2561,6 27   40,6 609,4 765 638,1 277   180*
строительство  полигонов захоронения твердых отходов 12 лет 315 - - - 15 70 230   24,5*
Эксплуатация  объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов, в том числе и на период их закрытия 12 лет 3081,4 - - - 23,5 73,6 2655,9   328,4
Реализация  федеральных законов по проблеме уничтожения химического оружия 13 лет 3300** - - 298,6 314,3 394,3 1535,6   457,2
Обеспечение  готовности объектов по хранению и уничтожению химического оружия к международным инспекциям*** 10 лет 50,8 0,1 7,8 5 5,9 32 -
Прочие расходы 15 лет 6551,9 11,2   76,9 908,7 543,9 646,5 3750,6 614,1
Итого 16642 69,4 144,1 2095,7 1813,4 1943,9 8662,2 1613,2

* Указанные средства расходуются на завершение строительства элементов инфраструктуры объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов.

** В том числе 300 млрд. рублей предусмотрено на возможную одноразовую компенсацию ущерба здоровью граждан и их имуществу в процессе ликвидации последствий аварии.

*** Ассигнования на мероприятия, обеспечивающие национальный и международный контроль, выделяются дополнительно решением Правительства Российской Федерации с учетом процедур инспекций, разрабатываемых в соответствии с Конвенцией.

Финансирование мероприятий Программы в объеме 16642 млрд. рублей осуществляется из средств федерального бюджета, при этом 1700 млрд. рублей будет возвращено в федеральный бюджет в результате утилизации реакционных масс, образующихся в результате уничтожения химического оружия, и корпусов химических боеприпасов. Затраты на реализацию Программы подлежат уточнению при разработке технико-экономических обоснований на конкретные объекты.

Расходы на реализацию Программы являются оценочными и ежегодно уточняются при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год в общем объеме на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений.

Учитывая затратный характер уничтожения химического оружия, предусматривается снижение бюджетных затрат на реализацию Программы за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, безвозмездной финансовой и технической помощи зарубежных государств, а также вовлечения в хозяйственный оборот ценных вторичных материалов, образующихся в результате уничтожения химического оружия.

5. Трудовые ресурсы

Для выполнения работ по уничтожению химического оружия общая потребность в трудовых ресурсах складывается из потребности в эксплуатационном и обслуживающем персонале, осуществляющем:

охрану объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов;

строительство и эксплуатацию объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов;

медицинское обеспечение персонала объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов, а также населения, проживающего в регионах их размещения;

ликвидацию последствий возможных аварий на объектах по уничтожению химического оружия;

мероприятия по социально-бытовому обеспечению.

Потребность в трудовых ресурсах для реализации мероприятий по созданию и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия представлена в таблице 5.

Таблица 5

Потребность в трудовых ресурсах для реализации мероприятий по созданию и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия

Мероприятия Требуемое количество человек на 1 объект Число объектов по уничтожению химического оружия или полигонов захоронения твердых отходов Всего

(человек)

Охрана объектов по уничтожению химического оружия 280 7 1960
Охрана полигонов захоронения твердых отходов 80 7 560
Строительство объектов по уничтожению химического оружия 1360 7 9520
Строительство полигонов захоронения твердых отходов 180 7 1260
Эксплуатация объектов по уничтожению химического оружия 550 7 3850
Эксплуатация полигонов захоронения твердых отходов 50 7 350
Медицинское обеспечение персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения регионов 130 7 910
Медицинское обеспечение персонала полигонов захоронения твердых отходов 20 7 140
Ликвидация последствий возможных аварий на объектах по уничтожению химического оружия 200 7 1400
Социально-бытовое обеспечение персонала объектов по уничтожению химического оружия 300 7 2100
Социально-бытовое обеспечение персонала полигонов захоронения твердых отходов 30 7 210
Итого - - 22260

Примечания:

1. Потребности в трудовых ресурсах получены расчетным путем с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и подлежат уточнению в процессе реализации Программы.

2. Расчет трудовых ресурсов выполнен исходя из максимальной годовой потребности для осуществления мероприятий по созданию и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов.

Для осуществления работ по созданию и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия и полигонов захоронения твердых отходов привлекаются военнослужащие Министерства обороны Российской Федерации, а также персонал, выделяемый по решениям федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение трудовыми ресурсами для создания и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия на 40-50 процентов будет осуществляться за счет привлечения специалистов из других городов, в том числе специалистов, ранее имевших отношение к химическому оружию. Кроме того, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для указанных целей будут привлекаться местные трудовые ресурсы.

6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации. Исполнители Программы

Формы и методы организации управления Программой определяются государственным заказчиком.

Государственный заказчик отвечает за своевременную и качественную реализацию Программы, управляет действиями ее исполнителей и обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на выполнение Программы.

Исполнителями Программы являются:

Министерство обороны Российской Федерации;

Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности;

Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности;

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем);

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации;

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Федеральное управление специального строительства при Правительстве Российской Федерации;

Правительство Удмуртской Республики, администрации Брянской, Кировской, Курганской, Пензенской и Саратовской областей.

К проведению работ по подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области уничтожения химического оружия могут привлекаться, при необходимости, другие федеральные органы исполнительной власти.

Для текущего управления Программой и ведомственного контроля за ее реализацией государственный заказчик формирует дирекцию с включением в ее состав представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Экспертные проверки за реализацией Программы осуществляются Министерством экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 1995 г. N 314 организацию и обеспечение контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти работ по подготовке Российской Федерации к уничтожению химического оружия, а также национального и международного контроля за уничтожением запасов химического оружия осуществляет Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации.

7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы Эффективность Программы определяется на основе оценки научно-технических, социальных, экологических результатов и затрат на их достижение.

Ожидаемые социально-экономические и экологические последствия реализации Программы:

оздоровление экологической обстановки в регионах хранения химического оружия;

участие населения регионов в работах, связанных с выполнением мероприятий по уничтожению химического оружия;

улучшение медицинского обеспечения;

использование результатов исследований, в первую очередь, по проблемам обеспечения технической и экологической безопасности при создании и эксплуатации других химико-технических объектов;

использование в хозяйственных целях продуктов утилизации химического оружия;

использование полигонов захоронения твердых отходов уничтожения химического оружия для захоронения отходов промышленных производств;

комплексное экологическое, санитарно-гигиеническое и медицинское обследование районов уничтожения химического оружия;

создание региональных систем экологического мониторинга в районах уничтожения химического оружия.


Кстати:
salatik.net
Гладкоствольное оружие бу на http://guns.club.
leichman.ru

-
Ramblers Top100Ramblers Top100 СПРАВОЧНИК ПРОЕКТАНТА. Проектирование систем безопасности.